Рабочая программа учебного курса «Основы генетики» для обучающихся 10 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МО Красноуфимский округ
МАОУ «Нижнеиргинская СОШ»
Приложение 1 к основной общеобразовательной программе среднего общего образования, утвержденной и введенной в действие приказом №32 от
28.08.2024 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы генетики»
для обучающихся 10-11 классов

село Нижнеиргинское 2024

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Основы генетики» подготовлена с
учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования (в том числе требований к предметным
результатам по биологии на углубленном уровне), представленных в проекте
ФГОС среднего общего образования.
В программе отражено предметное содержание курса и последовательность его распределения по разделам и темам; дана общая характеристика курса с указанием целей его изучения; определены возможности курса для реализации требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы по биологии –личностным, метапредметным и предметным; осуществлена конкретизация предметного содержания в тематическом
планировании, указано количество часов, отводимых на изучение каждой темы
и основные виды учебной деятельности, формируемые в ходе изучения темы.
Также в программе приведен перечень рекомендуемых лабораторных опытов и
практических работ, выполняемых учащимися.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ»
Учебный курс «Основы генетики» разработан с учетом взаимосвязи его с
учебным предметом «Биология», который входит в состав предметной области
«Естественные науки». По структуре и составу предметного содержания, видам
учебной деятельности, формируемым в процессе усвоения этого содержания,
представляет собой целостную, логически завершённую часть (фрагмент) содержания предмета «Биология», углубляющую и расширяющую учебный материал только в части одного раздела – «Основы генетики».
Главной отличительной особенностью курса в сравнении с разделом «Наследственность и изменчивость организмов», является то, что представленный
в нем учебный материал в большей степени направлен на изучение молекулярной генетики, современных генетических технологий, достижений биотехнологии и генной инженерии, молекулярных методов диагностики и достижений
медицинской генетики. Этим обусловлена роль учебного курса «Основы генетики» в общей системе естественнонаучного образования и общего среднего
биологического образования как одного из его компонентов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ»
Ведущими целями изучения учебного курса «Основы генетики» как компонента школьного биологического образования являются:
- формирование системы знаний: о закономерностях наследования
и изменчивости живых организмов, фундаментальных механизмах
и генетической регуляции молекулярных и клеточных процессов, влиянии генотипа и факторов среды на развитие организма; о роли генетики в
развитии современной теории эволюции и практическом значении этой
науки для медицины, экологии и селекции;
- знакомство обучающихся с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции,
биотехнологии), методами самостоятельного проведения генетических
исследований (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование, вычисление важнейших биометрических показателей и др.), взаимосвязью
2

развития методов и теоретических обобщений в генетике как важнейшей
отрасли биологической науки;
- формирование умений характеризовать современные научные открытия в
области генетики; устанавливать связь между развитием генетики и социально-этическими проблемами человечества; анализировать представленную информацию о современных генетических исследованиях и разработках; использовать генетическую терминологию и символику;
- воспитание убежденности в познаваемости живой природы, самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
- развитие у обучающихся биологической и экологической культуры, осознания необходимости использования основ генетических знаний и умений в целях сохранения собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в
чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера).
Наряду с этим в целеполагании курса «Основы генетики» важное значение уделено развитию личности учащихся. Это означает, что совместно с другими естественнонаучными предметами (биологией, химией, физикой) изучение курса призвано обеспечить:
- формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию решений;
- формирование у обучающихся понимания ценности знаний основ генетики для выработки экологически целесообразного поведения в повседневной жизни и трудовой деятельности для сохранения своего здоровья;
- формирование понимания общественной потребности в развитии генетики, а также отношения к генетике как к возможной области будущей
профессиональной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы среднего общего образования в образовательных организациях, осуществляющих профильное обучение, курс «Основы генетики» приобретает статус курса по выбору в рамках биолого-химического и медицинского направления естественно-научного профиля обучения.
В учебном плане на изучение курса отведено 34 учебных часа (1 час в неделю в 10 классе).

3

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение курса «Основы генетики» в средней школе направлено на достижение обучающимися следующих результатов, отвечающих требованиям
ФГОС к освоению основной образовательной программы среднего общего образования:
Личностные результаты
Личностные результаты освоения учебного курса «Основы генетики» соответствуют традиционным российским социокультурным и духовнонравственным ценностям и предусматривают готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально-значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особо ценностного отношения к себе,
к людям, к жизни, к окружающей природной среде.
Личностные результаты отражают сформированность патриотического,
гражданского, трудового, экологического воспитания, ценности научного познания и культуры здоровья.
Патриотическое воспитание
Формирование ценностного отношения к отечественному историческому
и научному наследию в области генетики; способности оценивать вклад российских ученых в становление и развитие генетики как компонента естествознания; понимания значения науки генетики в познании законов природы, в
жизни человека и современного общества, способности владеть достоверной
информацией о передовых достижениях мировой и отечественной генетики;
заинтересованности в получении генетических знаний в целях повышения общей культуры, функциональной и естественнонаучной грамотности;
Гражданское воспитание
Формирование способности определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять её; умения учитывать в
своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовности к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительного отношения к мнению оппонентов при обсуждении проблем общебиологического и генетического содержания;
Ценность научного познания
Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки генетики, представлений о взаимосвязи развития методов и теоретических обобщений в генетике как важнейшей отрасли естествознания; способности устанавливать связь между прогрессивным развитием генетики и решением социально-этических, экономических и экологических проблем человечества; убежденности в познании законов природы и возможности использования достижений генетики в решении проблем, связанных с рациональным
природопользованием, обеспечением жизнедеятельности человека и общества.
Формирование познавательных мотивов, направленных на получение но4

вых знаний по генетике, необходимых для выработки целесообразного поведения в повседневной жизни и трудовой деятельности в целях сохранения своего
здоровья;
Культура здоровья
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, бережного, ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера; правил здорового образа жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), способности и готовности соблюдать меры профилактики вирусных и
других заболеваний, правила поведения по обеспечению безопасности собственной жизнедеятельности;
Трудовое воспитание
Формирование потребности трудиться, уважения к труду и людям труда,
трудовым достижениям, интереса к практическому изучению особенностей
различных видов трудовой деятельности, в том числе на основе знаний, получаемых при изучении курса «Основы генетики», осознанного выбора направления продолжения образования в дальнейшем с учетом своих интересов и способностей к биологии и генетике, в частности;
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
Экологическое воспитание
Формирование способности использовать приобретаемые при изучении
курса знания и умения при решении проблем, связанных с рациональным природопользованием (соблюдения правил поведения в природе, направленных на
сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов, экосистем) биосферы.
Метапредметные результаты
В составе метапредметных результатов освоения учебного курса «Основы
генетики» выделяют:
- значимые для формирования мировоззрения обучающихся общенаучные
понятия (закон, закономерность, теория, принцип, гипотеза, система,
процесс, эксперимент, исследование, наблюдение, измерение и др.);
- универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной, познавательной
и учебно-исследовательской деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовыми логическими действиями
- умение использовать при освоении знаний приемы логического мышления (анализ, синтез, классификация, обобщение), раскрывать смысл ключевых генетических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для
объяснения отдельных фактов и явлений, составляющих основу генетических исследований; строить логические рассуждения (индуктивные,
дедуктивные, по аналогии), делать выводы и заключения;
- умения использовать различные модельно-схематические средства для
5

представления существенных связей и отношений в изучаемых объектах,
а также противоречий разного рода, выявленных в информационных источниках;
Базовые исследовательские действия
- умений при организации и проведении учебно-исследовательской и проектной деятельности по генетике: выявлять иформулировать проблему,
ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, систематизировать и структурировать материал; наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, анализировать собственную позицию; относительно достоверности получаемых в ходе эксперимента результатов;
Работа с информацией
- умения вести поиск информации в различных источниках (тексте учебного пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать,
оценивать информацию и по мере необходимости преобразовывать её;
приобретение опыта использования информационно-коммуникационных
технологий, совершенствование культуры активного использования различных поисковых систем;
- умение использовать и анализировать в процессе учебной исследовательской деятельности получаемую информацию в целях прогнозирования
распространенности наследственных заболеваний в последующих поколениях;
Коммуникативными универсальными
учебные действия
- умение принимать активное участие в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (задавать вопросы, высказывать суждения относительного выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников дискуссии);
- приобретение опыта презентации выполненного эксперимента, учебного
проекта;
Регулятивные универсальные учебные действия
- умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; использовать все возможные ресурсы
для достижения поставленных целей; корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учетом новых знаний об изучаемых объектах;
- умения выбирать на основе генетических знаний целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Предметные результаты
В составе предметных результатов по освоению содержания, установленного данной рабочей программой, выделяют:
освоенные обучающимися научные знания, умения и способы действий,
специфические для науки «Основы генетики»;

6

виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях.
Предметные результаты отражают сформированность:
1) умения раскрывать сущность основных понятий генетики: наследственность, изменчивость, фенотип, генотип, кариотип, гибрид, анализирующее скрещивание, сцепленное наследование, кроссинговер, секвенирование, ген, геном, полимеразная цепная реакция, локус, аллель, генетический код, экспрессия генов, аутосомы, пенетрантность гена, оперон, репликация, репарация, сплайсинг, модификация, мутагенный фактор (мутаген), мутации (геномные, генные, хромосомные), цитоплазматическая
наследственность, генофонд, хромосомы, генетическая карта, гибридизация, сорт, порода, инбридинг, гетерозис, полиплоидия, мутагенез, канцерогены, клонирование; умения выявлять взаимосвязь понятий, использовать названные понятия при разъяснении важных биологических закономерностей;
2) умения раскрывать смысл основных положений ведущих биологических
теорий, гипотез, закономерностей;
3) представлений о молекулярных и клеточных механизмах наследования
генов; об основных правилах, законах и методах изучения наследственности; о закономерностях изменчивости организмов; о роли генетики в
формировании научного мировоззрения и вкладе генетических теорий в
формирование современной естественнонаучной картины мира; о развитие современных медицинских и сельскохозяйственных технологий;
4) умения использовать терминологию и символику генетики при разъяснении мер профилактики наследственных и вирусных заболеваний, последствий влияния факторов риска на здоровье человека;
5) умения применять полученные знания для моделирования и прогнозирования последствий значимых биологических исследований, решения генетических задач различного уровня сложности;
6) умения ориентироваться в системе познавательных ценностей, составляющих основу генетической грамотности, иллюстрировать понимание
связи между биологическими науками, основу которой составляет общность методов научного познания явлений живой природы.
Представленный в программе перечень предметных результатов освоения
учебного курса «Основы генетики» определен с учетом требований к результатам освоения курса «Общей биологии», достижение которых проверяется на
углубленном уровне в рамках единого государственного экзамена как одной из
форм государственной итоговой аттестации выпускников по биологии.

7

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ»
Введение (1 час)
Генетика – наука о наследственности и изменчивости (1 час)
Предмет и задачи генетики. История развития генетики. Вклад русских и
зарубежных ученых в развитие генетики. Современный этап развития генетики,
научные достижения и перспективы развития. Наследственность и изменчивость как основные критерии живого.
Основные генетические понятия: признак, ген, альтернативные признаки,
доминантный и рецессивный признаки, аллельные гены, фенотип, генотип, гомозигота, гетерозигота, хромосомы, геном, чистая линия, гибриды. Генетическая символика, используемая в схемах скрещиваний.
Раздел 1. Основные закономерности наследственности и изменчивости (5 часов)
Закономерности наследования, открытые Г. Менделем (1 час)
Моногибридное скрещивание. Цитологические основы законов наследственности Г. Менделя.
Закон единообразия первого поколения. Правило доминирования. Закон
расщепления признаков. Промежуточный характер наследования признаков.
Расщепление признаков при неполном доминировании. Анализирующее скрещивание. Использование анализирующего скрещивания для определения генотипа особи. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
Взаимодействие генов (1 часа)
Множественный аллелизм. Летальные аллели. Экспрессивность, пенетрантность аллеля. Плейотропия. Взаимодействие аллелей: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование.
Наследование групп крови и резус-фактора. Болезни генетической несовместимости матери и плода.
Виды взаимодействия неаллельных генов: комплементарность, эпистаз,
полимерия.
Хромосомная теория наследственности. Сцепление генов (1 часа)
Значение работ Т. Моргана и его учеников в изучении сцепленного наследования признаков. Основные положения хромосомной теории наследственности. Особенности наследования при сцеплении. Понятие группы сцепления. Кроссинговер. Полное и неполное сцепление. Цитологические и генетические доказательства кроссинговера. Линейное расположение генов в хромосомах. Построение генетических карт. Сравнение генетических и цитологических
карт.
Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом (1 часа)
Различные системы определения пола у разных организмов. Хромосомный механизм определения пола. Половые хромосомы человека. Балансовая
теория определения пола. Половой хроматин. Тельце Барра. Аутосомное наследование и наследование, сцепленное с полом. Признаки, сцепленные с половыми хромосомами. Признаки, ограниченные полом и зависимые от пола.
Генетическая изменчивость. Виды изменчивости (1 час)
Изменчивость. Виды изменчивости. Количественные и качественные
признаки. Характер изменчивости признаков. Вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции. Ненаследственная изменчивость.
8

Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Мутации. Классификация мутаций: прямые и обратные
мутации, вредные и полезные, ядерные и цитоплазматические, половые и соматические. Генные, геномные и хромосомные мутации. Полиплоидия и анеуплоидия.
Раздел 2. Молекулярные основы наследственности (9 часов)
Хромосомы – носители наследственной информации (1 час).
Видовая специфичность числа и формы хромосом. Понятие о кариотипе.
Морфологические типы хромосом. Политенные хромосомы. Денверская классификация хромосом человека. Кариотипирование. Методы окрашивания хромосом. Эухроматин и гетерохроматин.
Структурно-функциональная организация генетического материала (1
час)
Доказательства роли нуклеиновых кислот в передаче наследственной информации. Нуклеиновые кислоты, как биологические полимеры. Строение нуклеотида. Структура молекулы ДНК. Модель Дж. Уотсона и Ф. Крика. Принцип
комплементарности. Правило Чаргаффа. Функция ДНК. Локализация ДНК в
клетке. Связь ДНК и хромосом. Процесс репликации. Этапы, полуконсервативный механизм, строение репликационной вилки. Теломеры, особенности репликации. Повреждения ДНК и её репарация. Роль репликации и репарации в
генетической изменчивости организмов.
Реализация наследственной информации в клетке. Процессы транскрипции и трансляции (2 часа)
Рекомбинация ДНК – механизм кроссинговера. Реализация наследственной информации в клетке. Процессы транскрипции и трансляции. Строение
РНК. Виды РНК, особенности строения и функции. Отличия РНК от ДНК.Ген с
точки зрения молекулярной генетики. Информационные взаимоотношения между ДНК, РНК и белками. Основная догма молекулярной биологии. Понятие
экспрессии генов. Процессы транскрипции и трансляции, основные участники.
Этапы трансляции. Генетический код и его свойства.
Структурная организация генов и геномов прокариот (1 час)
Структурная организация генов и геномов прокариот. Особенности геномов бактерий. Строение генов прокариот. Организация генов в опероны, лактозный оперон. Регуляция работы генов. Плазмиды бактерий. Особенности
строения и функционирования.
Структурная организация генов и геномов эукариот (2 час)
Структурная организация генов и геномов эукариот. Особенности геномов эукариот. Размер генома и парадокс величины С. Экзон-интронная организация генов. Семейства генов. Псевдогены. Мобильные генетические элементы.
Горизонтальный перенос генов. Эффект положения гена. Регуляторные элементы генома. Процессинг мРНК у эукариот. Сплайсинг, альтернативный сплайсинг.
Эпигенетика и генетика развития (2 час)
Эпигенетические явления. Эпигенетические модификации ДНК и хроматина и их роль в регуляции экспрессии генов. Метилирование ДНК. РНКинтерференция. Геномный импринтинг. Эпигенетика и заболевания человека.
Синдром Прадера-Вилли и синдром Ангельмана.
9

Онтогенетика. Дифференциальная активность генов в разных тканях. Регуляция активности генов у эукариот. Гомеозисные гены. Понятие о генных сетях. Генетические основы формирования разнообразия антител.
Раздел 3. Методы молекулярной генетики и биотехнологии (4 часов)
Полимеразная цепная реакция и электрофорез (2 час)
(Основные методы молекулярной генетики. Полимеразная цепная реакция (ПЦР) и ее применение в современной генетике и медицине. Механизм, состав реакционной смеси. ПЦР в реальном времени. Измерение экспрессии генов.
Секвенирование ДНК (2 часа)
Секвенирование ДНК. Классический метод и методы нового поколения
(высокопроизводительное секвенирование). Программа «Геном человека», полученные результаты. Биоинформатика. Геномика. Протеомика. Базы данных в
генетике и молекулярной биологии. Компьютерный анализ в геномике. Сравнение последовательностей нуклеотидов различных организмов. Геносистематика. Филогенетические деревья.
Индивидуальные различия в последовательности нуклеотидов ДНК у
представителей одного вида. Геномная дактилоскопия. Применение в криминалистике, определение родства.
Раздел 4. Генетика человека (9 часов)
Наследственные заболевания человека. Хромосомные болезни (1 час)
Классификация наследственных болезней человека. Хромосомные болезни – причины, особенности наследования, классификация.
Примеры синдромов с числовыми и структурными нарушениями аутосом
(синдром Дауна, синдром Эдвардса, синдром Патау). Синдромы с числовыми и
структурными нарушениями половых хромосом (синдром ШерешевскогоТернера, синдром Клайнфельтера, синдром трисомии Х, синдром дисомииY хромосомы).Синдромы, вызванные хромосомными мутациями (синдром кошачьего крика).
Генные болезни человека (1 час)
Генные болезни человека и их причины. Особенности наследования генных заболеваний. Классификация генных болезней. Моногенные и мультифакториальные заболевания. Характеристика основных генных болезней (фенилкетонурия, муковисцидоз, миодистрофия Дюшена, синдром Марфана, синдром
Мартина-Белл, адреногенитальный синдром, синдром Морриса). Понятие об
орфанных (редких) заболеваниях. Характеристика основных орфанных заболеваний (мукополисахаридоз, синдром Элерса-Данлоса, СМА). Проблемы лечения орфанных заболеваний.
Молекулярные основы некоторых генетических заболеваний (1 час)
Внеядерная наследственность. Особенности митохондриального и пластидного наследования. Митохондриальные болезни – причины, особенности
наследования. Болезни с наследственной предрасположенностью. Генетические
основы канцерогенеза. Теории возникновения опухолей. Онкогены и генысупрессоры опухолевого роста. Понятие об апоптозе. Нарушение апоптоза при
канцерогенезе. Современные методы выявления рака и предрасположенности к
нему. Методы лечения онкологических заболеваний.
Методы изучения генетики человека (1 час)
10

Цитогенетический, близнецовый, биохимический, популяционностатистический, генеалогический, молекулярно-генетический методы. Характеристика методов и их применение в современной медицине. Основные принципы составления и анализа родословных. Типы наследованиях признаков – аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, Х-сцепленный доминантный, Хсцепленный рецессивный, Y-сцепленный. Особенности родословных при каждом типе наследования. Недостатки генеалогического метода изучения генетики человека.
Методы клинической диагностики и профилактики наследственных заболеваний (2 часа)
Методы клинической диагностики и профилактики наследственных заболеваний. Принципы клинической диагностики наследственных болезней. Современные методы диагностики хромосомных и генных заболеваний, а также
предрасположенности к наследственным заболеваниям. Инвазивные и неинвазивные методы. Кариотипирование. Анализ кариограмм в норме и патологии.
Неонатальный скрининг наследственных болезней обмена.
Генетические основы профилактики наследственной патологии. Виды
профилактики. Медико-генетическое консультирование, пренатальная диагностика, преимплантационная диагностика, периконцепционная профилактика.
Персонализированная медицина и генная терапия. Спортивная генетика
(2 часа)
Персонализированная медицина и генная терапия. Генетический паспорт
человека. Выявление индивидуальных особенностей метаболизма (непереносимость лактозы, алкоголя). Персонализированная (персонифицированная) медицина. Индивидуальный подбор лекарственных средств. Фармакогенетика.
Молекулярно-генетические маркеры спортивных задатков и генетическое
тестирование в спорте. Генетические аспекты тренируемости спортсменов.
Генный допинг. Отличия распространенности генетических вариантов у разных
наций. Генная терапия. Генетическая модификация клеток человека. Методы
введения чужеродной ДНК в клетки. Успехи генной терапии. Биоэтические вопросы.
Генетические основы патогенеза диагностики и профилактики вирусных
инфекций (1час)
Генетика вирусов. ДНК-содержащие и РНК-содержание вирусы. Жизненный цикл вируса. Литический и лизогенный цикл развития вируса.
Семейство коронавирусов. Особенности строения, основные представители семейства. Заболевания, вызываемые коронавирусами. Профилактика коронавирусной инфекции. Современные молекулярно-генетические методы диагностики вирусных инфекций. Иммунопрофилактика вирусных инфекций.
Виды вакцин. Рекомбинантные вакцины – технология создания, преимущества
использования. Примеры рекомбинантных вакцин.
Раздел 5. Генетика популяций (1 час)
Основные закономерности генетической популяции (1 час)
Насыщенность популяций мутациями, их частота и распространение. Балансированный полиморфизм. Статистические методы изучения генетики популяций. Закон и формулы Харди-Вайнберга. Генетический груз. Действие отбора на частоты генов. Миграции. Дрейф генов. Эффект основателя. Геногеография групп крови, аномальных гемоглобинов. Генофонд популяции.
11

Раздел 6. «Генетические основы селекции и биотехнологии» (4 часа)
Классические методы селекции (1 час)
Генетические основы селекции. Изменчивость как материал для отбора.
Использование индуцированных мутаций, комбинативной изменчивости, полиплоидии в селекции. Понятие о породе, сорте, штамме.
Системы скрещиваний в селекции растений и животных. Инбридинг.
Аутбридинг. Отдаленная гибридизация. Пути преодоления нескрещиваемости.
Явление гетерозиса и его генетические механизмы. Методы отбора: индивидуальный и массовый отбор. Отбор по фенотипу и генотипу (оценка по родословной и качеству потомства). Влияние условий внешней среды на эффективность
отбора.
Современные методы селекции (1 час)
Применение молекулярно-генетических методов в селекции растений и
животных. Молекулярно-генетические маркеры. Отбор растений и животных с
заданными признаками. Генетическая паспортизация сортов растений и пород
животных. Генетически модифицированные организмы (ГМО) – цели создания,
перспективы использования. Этапы создания ГМО. Общие правила проверки
безопасности ГМО. Контроль за распространением ГМО.
Биотехнология. Генная инженерия (1 час).
История развития биотехнологии и генной инженерии. Вклад в медицину
– создание лекарственных препаратов и вакцин. Методы генной инженерии.
Организмы и ферменты, используемые в генной инженерии.
Понятие о векторе для переноса генов. Плазмидные векторы. Векторы на
основе вирусов. Этапы создания рекомбинантных ДНК. Трансформация бактерий. Отбор трансформированных клеток. Технология редактирования геномов
– общие представления, перспективы использования для лечения наследственных заболеваний. Биоэтические вопросы.
Клеточная инженерия (1 час)
Клеточная инженерия. Задачи, методы и объекты клеточной инженерии.
Лимит Хейфлика. Стволовые клетки, отличие от других клеток организма.
Понятие и сущность клонирования. Природные и искусственные клоны.
Методика клонирования, история развития. Проблема получения идентичной
копии клонированного животного. Использование клонирования для восстановления исчезнувших видов. Моделирование болезней человека на животных.
Гуманизированные животные. Подходы к клонированию человека: репродуктивное клонирование и терапевтическое клонирование. Терапевтическое клонирование и его перспективы в медицине. Индуцированные стволовые клетки и
их использование в медицине. Биологические и этические проблемы клонирования. Отношение к клонированию в обществе. Законодательство о клонировании человека.

12

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Примерный перечень лабораторных и практических работ
Практическая работа «Решение генетических задач на моногибридное и
дигибридное скрещивание».
Практическая работа «Решение генетических задач на взаимодействие
аллельных и неаллельных генов».
Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное наследование».
Практическая работа «Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом».
Лабораторная работа «Изучение политенных хромосом в клетках слюнных желез личинки комара».
Практическая работа «Реализация наследственной информации в клетке.
Решение задач».
Практическая работа «Методы молекулярной генетики. Решение задач».
Практическая работа «Определение и объяснение характера наследования
признака по родословной человека».
Практическая работа «Генеалогический и молекулярно-генетический методы изучения генетики человека. Профилактика наследственных заболеваний».

13

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ»
34 ЧАСА (ИЗ НИХ 1 ЧАС – РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ)
Практические работы

Количество часов
Контрольные работы

Наименование разделов и тем программы

Всего

№ п/п

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Введение.
Генетика – наука о наследственно- 1
https://m.edsoo.ru/863e
86f2
сти и изменчивости (1 час)
Итого по разделу
1
Раздел 1. Основные закономерности наследственности и изменчивости
1.1. Закономерности наследования, от- 1
1
крытые Г. Менделем
1.2. Взаимодействие генов
1
1
1.3. Хромосомная теория наследствен- 1
1
https://m.edsoo.ru/863e
ности. Сцепление генов
8878
1.4. Генетика пола. Наследование, сце- 1
1
пленное с полом
1.5. Генетическая изменчивость. Виды 1
изменчивости
Итого по разделу
5
4
Раздел 2. Молекулярные основы наследственности
2.1. Хромосомы – носители наследст- 1
1
венной информации
2.2. Структурно-функциональная орга- 1
низация генетического материала
2.3. Реализация наследственной ин- 2
1
формации в клетке. Процессы
https://m.edsoo.ru/863e
89a4
транскрипции и трансляции
2.4. Структурная организация генов и 1
геномов прокариот
2.5. Структурная организация генов и 2
геномов эукариот
2.6. Эпигенетика и генетика развития
2
Итого по разделу
9
2
Раздел 3. Методы молекулярной генетики и биотехнологии
3.1. Полимеразная цепная реакция и 2
https://m.edsoo.ru/863e
электрофорез
8c60
3.2. Секвенирование ДНК
2
1
Итого по разделу
4
1
Раздел 4. Генетика человека
4.1. Наследственные заболевания чело- 1
века. Хромосомные болезни
https://m.edsoo.ru/863e
8efe
4.2. Генные болезни человека
1
4.3. Молекулярные основы некоторых 1
14

генетических заболеваний
4.4. Методы изучения генетики челове- 1
1
ка
4.5. Методы клинической диагностики 2
1
и профилактики наследственных
заболеваний
4.6. Персонализированная медицина и 2
генная терапия. Спортивная генетика
4.7. Генетические основы патогенеза 1
диагностики и профилактики вирусных инфекций
Итого по разделу
9
2
Раздел 5. Генетика популяций (1 час)
5.1. Основные закономерности генети- 1
https://m.edsoo.ru/863e
8d78
ческой популяции (1 час)
Итого по разделу
1
Раздел 6. «Генетические основы селекции и биотехнологии»
6.1. Классические методы селекции
1
6.2. Современные методы селекции
1
https://m.edsoo.ru/863e
9214
6.3. Биотехнология. Генная инженерия
1
6.4. Клеточная инженерия
1
Итого по разделу
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
34
9
ПРОГРАММЕ

15

V. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ
ГЕНЕТИКИ»
Тематический
блок, тема

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Введение (1 ч)
Предмет и задачи генетики.
·
Характеризовать этаИстория развития генетики. пы развития генетики как
Вклад русских и зарубежных науки,
вклад
ученыхученых в развитие генетики. биологов в становление
Современный этап развития представлений о наследстгенетики, научные достиже- венности и изменчивости
ния и перспективы развития. организмов.
Наследственность и измен- ·
Раскрывать содержачивость как основные крите- ние основных понятий темы:
рии живого.
ген, геном, генотип, феноОсновные генетические по- тип, хромосомы, аллельные
нятия: признак, ген, альтер- гены, гомозигота, гетерозинативные признаки, доми- гота.
нантный и рецессивный при- ·
Уметь использоватьзнаки, аллельные гены, фе- генетическую терминологию
нотип, генотип, гомозигота, и символику для записи схем
гетерозигота,
хромосомы, скрещивания.
геном.
Генетическая символика, используемая в схемах скрещиваний.
Раздел 1. Основные закономерности наследственности и изменчивости (5 ч)
2. Закономерности наследоМоногибридное скрещива- ·
Характеризовать осования, открытые Г. Мендение. Цитологические основы бенности моногибридного и
лем (1 ч)
законов наследственности Г. дигибридного скрещивания.
Менделя.
·
Объяснять законы Г.
Закон единообразия первого Менделя и знать их значение
поколения. Правило доми- для развития генетики.
нирования.
·
Раскрывать содержаЗакон расщепления призна- ние основных понятий темы:
ков. Промежуточный харак- гибридологический метод,
тер наследования признаков. доминантный и рецессивный
Расщепление признаков при признаки, чистые линии,
неполном доминировании.
моногибридное и дигибридАнализирующее скрещива- ное скрещивание.
ние. Использование анализи- ·
Уметь использовать
рующего скрещивания для генетическую терминологию
определения генотипа особи. и символику для записи схем
Дигибридное скрещивание. скрещивания.
Закон независимого насле- ·
Решать генетические
дования признаков.
задачи разного уровня сложПрактическая работа «Ре- ности на моногибридное и
шение генетических задач на дигибридное скрещивание.
моногибридное и дигибридное скрещивание».
3. Взаимодействие
Множественный аллелизм.
·
Характеризовать осогенов (1 ч)
Летальные аллели. Экспресбенности
взаимодействия
сивность, пенетрантность
генов прискрещивании.
аллеля. Плейотропия.
·
Раскрывать содержаВзаимодействие
аллелей: ние основных понятий темы:
полное доминирование, не- полное доминирование, не16
1. Генетика – наука о наследственности и изменчивости(1ч)

4. Хромосомная теория наследственности. Сцепление
генов (1 ч)

5. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом (1
ч)

полное доминирование, кодоминирование.
Наследование групп крови и
резус-фактора.
Болезни генетической несовместимости матери и плода.
Виды взаимодействия неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия.
Практическая работа «Решение генетических задач на
взаимодействие аллельных и
неаллельных генов».
Значение работ Т. Моргана и
его учеников в изучении
сцепленного наследования
признаков.
Основные положения хромосомной теории наследственности.
Особенности наследования
при сцеплении. Понятие
группы сцепления. Кроссинговер. Полное и неполное
сцепление.
Цитологические и генетические доказательства кроссинговера. Линейное расположение генов в хромосомах.
Построение
генетических
карт. Сравнение генетических и цитологических карт.
Практическая работа «Решение генетических задач на
сцепленное наследование».

Различные системы определения пола у разных организмов. Хромосомный механизм определения пола. Половые хромосомы человека.
Балансовая теория определения пола. Половой хроматин.
Тельце Барра.
Аутосомное наследование и
наследование, сцепленное с
полом.Признаки,
сцепленные с половыми хромосомами.
Признаки, ограниченные полом и зависимые от пола.
Практическая работа «Решение генетических задач на
наследование, сцепленное с

полное доминирование, кодоминирование,
множественный аллелизм, комплементарность, эпистаз, полимерия и др.
·
Уметь использовать
генетическую терминологию
и символику для записи схем
скрещивания.
·
Решать генетические
задачи разного уровня сложности на взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
·
Раскрывать основную
сущностьтеории Т. Моргана
и объяснять в чем состоит
его значение для развития
генетики.
·
Характеризовать основные положения хромосомной теории наследственности.
·
Раскрывать содержаниеосновных понятий темы:
хромосомная теория наследственности, группа сцепления, кроссинговер, полное и
неполное сцепление генов,
морганида и др.
·
Уметь использовать
генетическую терминологию
и символику для записи схем
скрещивания.
·
Решать генетические
задачи разного уровня сложности на сцепленное наследование.
·
Характеризовать закономерности наследования
признаков, сцепленных с полом.
·
Раскрывать содержаниеосновных понятий темы:
половые хромосомы, половой хроматин, тельце Барра,
аутосомное
наследование,
наследование, сцепленное с
полом и др.
·
Уметь использоватьгенетическую терминологию
и символику для записи схем
скрещивания.
·
Решать генетические
задачи разного уровня сложности на наследование, сце17

полом».
Изменчивость. Виды изменчивости. Количественные и
качественные признаки. Характер изменчивости признаков. Вариационный ряд и
вариационная кривая. Норма
реакции. Ненаследственная
изменчивость.
Наследственная
изменчивость. Комбинативная изменчивость.
Мутационная
изменчивость.
Мутации.
Классификация
мутаций:
прямые и обратные мутации,
вредные и полезные, ядерные и цитоплазматические,
половые и соматические.
Генные, геномные и хромосомные мутации. Полиплоидия и анеуплоидия.
Мутагены: физические, химические,
биологические.
Тератогены.

пленное с полом.
6. Генетическая изменчи·
Характеризовать осовость. Виды изменчивости (1
бенности генотипа и феноч)
типа, качественные и количественные признаки организмов, ненаследственной и
наследственной изменчивости, мутаций.
·
Составлять вариационный ряд и строить вариационную кривую количественных признаков организмов.
·
Раскрывать содержаниеосновных понятий темы:
наследственная
изменчивость, модификационная изменчивость, норма реакции,
комбинативная
изменчивость, мутационная изменчивость, тератогены и др.
·
Выявлять
различия
между наследственной и ненаследственной изменчивостью.
·
Сравнивать: генотип и
фенотип; модификационную
(фенотипическую) и генотипическую
изменчивоcть;
генные, хромосомные и генные мутации; ядерные и цитоплазматические мутации;
спонтанные и индуцированные мутации.
·
Характеризовать: основные положения мутационной теории; роль факторов-мутагенов в формировании новых признаков у организмов.
·
Называть
причины
мутации, выявлять источники мутагенных факторов в
окружающей среде (косвенно).
Раздел 2. Молекулярные основы наследственности (9 ч)
7. Хромосомы – носители
Видовая специфичность чис- ·
Характеризовать хронаследственной информации ла и формы хромосом. Поня- мосомы как носители на(1 ч)
тие о кариотипе. Морфоло- следственной информации.
гические типы хромосом. ·
Раскрывать содержаПолитенные
хромосомы. ниеосновных понятий темы:
Денверская классификация кариотип, метацентрические
хромосом человека. Карио- хромосомы, субметацентритипирование. Методы окра- ческие хромосомы, акроценшивания хромосом. Эухро- трические хромосомы, полиматин и гетерохроматин.
тенные хромосомы, эухро18

8. Структурно- функциональная организация генетического материала (1 ч)

9. Реализация наследственной информации в клетке.
Процессы транскрипции и
трансляции (2 ч)

Лабораторная
работа матин, гетерохроматин и др.
«Изучение политенных хро- ·
Иллюстрировать
мосом в клетках слюнных взаимосвязь между геном,
желез личинки комара».
хромосомой и молекулой
ДНК.
·
Составить план выполнения практической работы, в котором должны
быть перечислены следующие действия: приготовление препарата слюнных желез личинки комара, изучение препарата под микроскопом, подсчёт числа хромосом, и зарисовка их при
малом и большом увеличении.
Доказательства роли нук- ·
Объяснять роль нуклеиновых кислот в передаче леиновых кислот в передаче
наследственной
информа- наследственной
информации. Нуклеиновые кислоты, ции.
как биологические полиме- ·
Характеризовать соры. Строение нуклеотида. держаниенаучныхоткрытий
Структура молекулы ДНК. Дж. Уотсона, Ф. Крика о
Модель Дж. Уотсона и Ф. структуре молекулы ДНК и
Крика. Принцип комплемен- уметь объяснять в чем сотарности. Правило Чаргаф- стоит их значение для развифа. Функция ДНК. Локали- тия генетики.
зация ДНК в клетке. Связь ·
Раскрывать содержаДНК и хромосом.
ниеосновных понятий темы:
Процесс репликации. Этапы, нуклеотид, принцип комполуконсервативный меха- плементарности,
репликанизм, строение репликаци- ция, теломеры, репарация и
онной вилки. Теломеры, др.
особенности репликации.
·
Понимать и уметь
Повреждения ДНК и её ре- объяснять процессы, происпарация. Роль репликации и ходящие при копировании
репарации в генетической наследственной информации
изменчивости организмов.
в клетке.
Рекомбинация ДНК – меха- ·
Характеризовать осонизм кроссинговера.
бенностистроения и функРеализация наследственной ции РНК, гена с точки зреинформации в клетке. Про- ния молекулярной генетики.
цессы
транскрипции
и ·
Сравнивать ДНК и
трансляции. Строение РНК. РНК, находить сходства и
Виды РНК, особенности отличия.
строения и функции. Отли- ·
Раскрывать содержачия РНК от ДНК.
ниеосновных понятий темы:
Ген с точки зрения молеку- мРНК, тРНК, рРНК, малые
лярной генетики. Информа- РНК, ген, экспрессия гена,
ционные взаимоотношения транскрипция, трансляция и
между ДНК, РНК и белками. др.
Основная догма молекуляр- ·
Перечислять основной биологии. Понятие экс- ные особенности транскриппрессии генов. Процессы ции и трансляции.
транскрипции и трансляции, ·
Выявлять
признаки
19

10. Структурная организация
генов и геномов прокариот
(1 ч)

11. Структурная организация
генов и геномов эукариот (2
ч)

12. Эпигенетика и генетика
развития (2 ч)

основные участники. Этапы сходства и различия реакций
трансляции.
Генетический транскрипции и трансляции.
код и его свойства.
·
Объяснять процессы,
Практическая работа. «Реа- происходящие при реализализация наследственной инции наследственной инфорформации в клетке. Решение мации в клетке.
задач».
·
Схематически
изображать матричные реакции
транскрипции и трансляции.
·
Решать генетические
задачи разного уровня сложности на сцепленное на реализацию
наследственной
информации в клетке.
Структурная
организация ·
Характеризоватьосогенов и геномов прокариот. бенности структурной оргаОсобенности геномов бакте- низации генов и геномов
рий. Строение генов прока- прокариот.
риот. Организация генов в ·
Раскрывать содержаопероны, лактозный оперон. ниеосновных понятий темы:
Регуляция работы генов.
прокариоты, геном, оперон,
Плазмиды бактерий. Осо- промотор, оператор, репресбенности строения и функ- сор, плазмида и др.
ционирования.
·
Понимать и объяснять
процессы, лежащие в основе
функционирования геномов
прокариот.
Структурная
организация ·
Перечислять особенгенов и геномов эукариот. ности геномов у эукариот.
Особенности геномов эука- ·
Характеризовать осориот. Размер генома и пара- бенности структурной оргадокс величины С. Экзон- низации генов и геномов эуинтронная организация ге- кариот.
нов. Семейства генов. Псев- ·
Раскрывать содержадогены. Мобильные генети- ниеосновных понятий темы:
ческие элементы. Горизон- эукариоты, экзон, интрон,
тальный перенос генов. Эф- псевдогены,
процессинг
фект положения гена. Регу- мРНК, сплайсинг, альтерналяторные элементы генома.
тивный сплайсинг и др.
Процессинг мРНК у эукари- ·
Понимать процессы,
от. Сплайсинг, альтернатив- лежащих в основе функционый сплайсинг.
нирования геномов эукариот.
·
Объяснятьособенности транскрипции и трансляции у эукариот.
Эпигенетические явления.
·
Знать новые направЭпигенетические модифика- ления генетики: онтогенетиции ДНК и хроматина и их
ка и эпигенетика.
роль в регуляции экспрессии ·
Объяснять
степень
генов. Метилирование ДНК. влияния
эпигенетических
РНК-интерференция.
модификаций на работу геГеномный импринтинг. Эпи- нов.
генетика и заболевания че·
Раскрывать содержаловека. Синдром Прадераниеосновных понятий темы:
Вилли и синдром Ангельма20

на.
онтогенетика, гомеозисные
Онтогенетика. Дифференци- гены, эпигенетика, метилиальная активность генов в
рование
ДНК,
РНКразных тканях. Регуляция
интерференция, геномный
активности генов у эукариот. импринтинг и др.
Гомеозисные гены. Понятие ·
Объяснять механизмы
о генных сетях.
контроля и регуляции активГенетические основы форности генов в процессе инмирования разнообразия ан- дивидуального развития.
тител.
Раздел 3. Методы молекулярной генетики и биотехнологии (4 ч)
13. Полимеразная цепная ре- Основные методы молеку- ·
Характеризоватьосноакция и электрофорез (2 ч)
лярной генетики. Полиме- вы методов полимеразной
разная цепная реакция (ПЦР) цепной реакции и электрои ее применение в современ- фореза и области их применой генетике и медицине. нения.
Механизм, состав реакцион- ·
Раскрывать содержаной смеси. ПЦР в реальном ниеосновных понятий темы:
времени. Измерение экс- полимеразная цепная реакпрессии генов.
ция, амплификация, праймер, ДНК-полимераза, электрофорез,
гельдокументирующая система и
др.
·
Пониматьзначимость
метода полимеразной цепной реакции для современной генетики и медицины.
·
Уметь интерпретировать результаты электрофоретического разделения нуклеиновых кислот.
14. Секвенирование ДНК (2
ч)

Секвенирование ДНК. Классический метод и методы
нового поколения (высокопроизводительное секвенирование).
Программа «Геном человека», полученные результаты.
Биоинформатика. Геномика.
Протеомика. Базы данных в
генетике и молекулярной
биологии.
Компьютерный
анализ в геномике. Сравнение
последовательностей
нуклеотидов различных организмов. Геносистематика.
Филогенетические деревья.
Индивидуальные различия в
последовательности нуклеотидов ДНК у представителей
одного вида. Геномная дактилоскопия. Применение в
криминалистике, определение родства.

·
Характеризовать основы методов секвенирования ДНК.
·
Раскрывать содержание основных понятий темы:
секвенирование, геномика,
протеомика, биоинформатика, геносистематика, геномная дактилоскопия и др.
·
Объяснять значимость
секвенирования для современной генетики и медицины.
·
Решать задачи разного уровня сложности, основанные на использовании
методов молекулярной генетики в биологии и медицине.

21

Практическая работа. «Методы молекулярной генетики. Решение задач».
Раздел 4. Генетика человека (9 ч)
15. Наследственные заболеКлассификация
наследст- ·
Характеризоватьнаивания человека. Хромосомвенных болезней человека. более
распространенные
ные болезни
Хромосомные болезни – хромосомные болезни.
(1 ч.)
причины, особенности на- ·
Раскрывать содержаследования, классификация.
ниеосновных понятий темы:
Примеры синдромов с чи- хромосомные болезни, гесловыми и структурными номные мутации, хромосомнарушениями аутосом (син- ные мутации, анеуплоидии
дром Дауна, синдром Эдвар- по аутосомам, анеуплоидии
дса, синдром Патау). Син- по половым хромосомам,
дромы с числовыми и струк- моносомия, дисомия, трисотурными нарушениями по- мия и др.
ловых хромосом (синдром ·
Объяснятьпричины
Шерешевского-Тернера,
развития и особенности насиндром
Клайнфельтера, следования
хромосомных
синдром трисомии Х, син- заболеваний.
дром дисомииY - хромосо- ·
Устанавливать взаимы). Синдромы, вызванные мосвязь наследственных захромосомными мутациями болеваний человека и их ге(синдром кошачьего крика).
нетической основы.
16. Генные болезни человека
(1 ч)

17. Молекулярные
основы некоторых генетических заболеваний (1 ч)

Генные болезни человека и
их причины. Особенности
наследования генных заболеваний.
Классификация
генных болезней.
Моногенные и мультифакториальные заболевания. Характеристика основных генных болезней (фенилкетонурия, муковисцидоз, миодистрофияДюшена,
синдром
Марфана, синдром МартинаБелл,
адреногенитальный
синдром, синдром Морриса).
Понятие об орфанных (редких) заболеваниях. Характеристика основныхорфанных
заболеваний (мукополисахаридоз, синдром ЭлерсаДанлоса, СМА). Проблемы
лечения орфанных заболеваний.
Внеядерная
наследственность. Особенности митохондриального и пластидного наследования. Митохондриальные болезни – причины, особенности наследования.
Болезни с наследственной
предрасположенностью.

·
Характеризоватьнаиболее
распространенные
генные болезни.
·
Раскрывать содержаниеосновных понятий темы:
генные болезни, генные мутации, моногенные заболевания,
мультифакториальные заболевания, орфанные
заболевания и др.
·
Объяснять причины
развития и особенности наследования генных заболеваний.

·
Характеризоватьпричины развития и особенности наследования митохондриальных болезней и болезней с наследственной предрасположенностью.
·
Раскрывать содержаниеосновных понятий темы:
митохондриальные болезни,
22

18. Методы изучения генетики человека (1 ч)

19. Методы клинической диагностики и профилактики
наследственных заболеваний
(2ч)

Генетические основы канцерогенеза. Теории возникновения опухолей. Онкогены и
гены-супрессоры опухолевого роста. Понятие об апоптозе. Нарушение апоптоза при
канцерогенезе.Современные
методы рака и предрасположенности к нему. Методы
лечения онкологических заболеваний.
Цитогенетический, близнецовый, биохимический, популяционно-статистический,
генеалогический,
молекулярно-генетический методы.
Характеристика методов и
их применение в современной медицине. Основные
принципы составления и
анализа родословных.Типы
наследованиях признаков –
аутосомно-доминантный,
аутосомно-рецессивный, Хсцепленный доминантный,
Х-сцепленный рецессивный,
Y-сцепленный. Особенности
родословных при каждом
типе наследования.
Недостатки генеалогического метода изучения генетики
человека.
Практическая работа «Определение и объяснение характера наследования признака по родословной человека».

Методы клинической диагностики и профилактики наследственных заболеваний.
Принципы клинической диагностики наследственных
болезней. Современные методы диагностики хромосомных и генных заболеваний, а также предрасположенности к наследственным
заболеваниям. Инвазивные и
неинвазивные методы. Кариотипирование. Анализ кариограмм в норме и патоло-

канцерогенез, онкогены, гены-супрессоры опухолевого
роста, апоптоз и др.
·
Объяснять современные методы диагностики и
лечения онкологических заболеваний.

·
Характеризовать методы изучения генетики человека.
·
Объяснятьроль
современных методов изучения генетики человека в установлении причин и диагностике наследственных заболеваний.
·
Раскрывать содержаниеосновных понятий темы:
цитогенетический
метод,
близнецовый метод, популяционно-статистический метод, генеалогический метод,
молекулярно-генетический
метод,
аутосомнодоминантный тип наследования,
аутосомнорецессивный тип наследования, Х-сцепленный доминантный тип наследования и
др.
·
Уметь использоватьгенетическую терминологию
и символику для составления родословной.
·
Уметь определять и
объяснять характер наследования признака по родословной человека.
·
Характеризоватьсовременные методы диагностики и профилактики наследственных заболеваний.
·
Раскрывать содержаниеосновных понятий темы:
инвазивные и неинвазивные
методы диагностики, кариотипирование, неонатальный
скрининг, пренатальная диагностика, преимплантационная диагностика, периконцепционная профилактика и др.
23

20.Персонализированная медицина и генная терапия.
Спортивная генетика. (2 ч)

21. Генетические основы патогенеза, диагностики и
профилактики вирусных инфекций (1 ч)

гии. Неонатальный скрининг
наследственных
болезней
обмена.
Генетические основы профилактики наследственной
патологии. Виды профилактики.
Медико-генетическое консультирование, пренатальная
диагностика, преимплантационная диагностика, периконцепционная профилактика.
Практическая работа «Генеалогический и молекулярно-генетический методы
изучения генетики человека.
Профилактика наследственных заболеваний».
Персонализированная медицина и генная терапия. Генетический паспорт человека.
Выявление индивидуальных
особенностей метаболизма
(непереносимость лактозы,
алкоголя). Персонализированная (персонифицированная) медицина. Индивидуальный подбор лекарственных средств. Фармакогенетика.
Молекулярно-генетические
маркеры спортивных задатков и генетическое тестирование в спорте. Генетические
аспекты
тренируемости
спортсменов.
Генный допинг.
Отличия распространенности генетических вариантов
у разных наций.
Генная терапия. Генетическая модификация клеток
человека. Методы введения
чужеродной ДНК в клетки.
Успехи генной терапии.
Биоэтические вопросы.
Генетика вирусов. ДНКсодержащие
и
РНКсодержание вирусы. Жизненный цикл вируса. Литический и лизогенный цикл
развития вируса.
Семейство коронавирусов.
Особенности строения, основные представители се-

·
Решать задачи разного уровня сложности, основанные на использовании
молекулярно-генетического
метода изучения генетики
человека.

·
Характеризовать генетический паспорт человека.
·
Объяснять роль персонализированный медицины и генной терапии в совершенствовании
методов
лечения заболеваний человека.
·
Раскрывать содержание основных понятий темы:
генетический паспорт, персонализированная медицина,
фармакогенетика, генная терапия, генный допинг и др.
·
Рассказывать
овозможности использования современной генетики для достижения спортивных результатов.

·
Характеризоватьсовременные
молекулярногенетические методы диагностики и профилактики вирусных инфекций.
·
Раскрывать содержаниеосновных понятий темы:
литический цикл, лизогенный цикл, штаммоспецифи24

мейства. Заболевания, вызы- ческий/ сероспецифический
ваемые
коронавирусами. иммунитет, живые вакцины,
Профилактика коронавирус- убитые вакцины, рекомбиной инфекции.
нантные вакцины и др.
Современные молекулярно- ·
Объяснять генетичегенетические методы диаг- ские механизмы, лежащие в
ностики вирусных инфекций. основе патогенеза вирусных
Иммунопрофилактика
ви- инфекций;
Обосновывать
русных инфекций. Виды важность специфической и
вакцин.
Рекомбинантные неспецифической профилаквакцины – технология созда- тики вирусных инфекций.
ния, преимущества использования. Примеры рекомбинантных вакцин.
Раздел 5. Генетика популяций (1 ч)
22. Основные закономерноНасыщенность
популяций ·
Знать основные закости генетической популяции мутациями, их частота и номерности
генетической
(1 ч)
распространение. Баланси- популяции.
рованный полиморфизм.
·
Объяснять статистиСтатистические методы изу- ческие методы генетики почения генетики популяций.
пуляции.
Закон и формулы Харди- ·
Характеризовать осВайнберга.
новные положения закона
Генетический груз. Действие Харди-Вайнберга.
отбора на частоты генов. ·
Раскрывать содержаМиграции. Дрейф генов. ниеосновных понятий темы:
Эффект основателя.
популяция,
генетический
Геногеография групп крови, груз, миграции, дрейф генов,
аномальных гемоглобинов. эффект основателя, геноГенофонд популяции.
фонд популяции и др.
·
Сравнивать отличительные черты генофонда
популяции, его виды и особенности.
Раздел 6. Генетические основы селекции и биотехнологии (4 ч)
23. Классические методы се- Генетические основы селек- ·
Называть
основные
лекции (1 ч)
ции. Изменчивость как мате- этапы развития селекции.
риал для отбора. Использо- ·
Сравнивать сорт, пование индуцированных му- роду, штамм с видамитаций, комбинативной из- предками; массовые и индименчивости, полиплоидии в видуальные формы искусстселекции.
венного отбора; близкородПонятие о породе, сорте, ственное скрещивание и отштамме.
даленную гибридизацию.
Системы скрещиваний в се- ·
Характеризоватьослекции растений и живот- новные методы отбора и
ных. Инбридинг. Аутбри- влияние условий внешней
динг. Отдаленная гибриди- среды на его эффективность.
зация.
·
Раскрывать содержаПути преодоления нескре- ниеосновных понятий темы:
щиваемости.
селекция, полиплоидия, поЯвление гетерозиса и его ге- рода, сорт, штамм, инбринетические механизмы. Ме- динг, аутбридинг, отдалентоды отбора: индивидуаль- ная гибридизация, гетерозис,
ный и массовый отбор. От- индивидуальный отбор, мас25

24. Современные методы селекции (1 ч)

25. Биотехнология.
Генная инженерия (1 ч)

бор по фенотипу и генотипу
(оценка по родословной и
качеству потомства). Влияние условий внешней среды
на эффективность отбора.
Применение молекулярногенетических методов в селекции растений и животных.
Молекулярногенетические маркеры. Отбор растений и животных с
заданными признаками. Генетическая
паспортизация
сортов растений и пород животных.
Генетически модифицированные организмы (ГМО) цели создания, перспективы
использования. Этапы создания ГМО. Общие правила
проверки безопасности ГМО.
Контроль за распространением ГМО.

История развития биотехнологии и генной инженерии.
Вклад в медицину – создание
лекарственных препаратов и
вакцин.
Методы генной инженерии.
Организмы и ферменты, используемые в генной инженерии.
Понятие о векторе для переноса генов. Плазмидные векторы. Векторы на основе вирусов. Этапы создания рекомбинантных ДНК. Трансформация бактерий. Отбор
трансформированных
клеток. Технология редактирования геномов – общие представления, перспективы использования для лечения наследственных заболеваний.
Биоэтические вопросы.

совый отбор и др.
·
Приводить примеры
достижений селекции растений и животных в России.
·
Знать для чего применяют
молекулярногенетические методы в селекции растений и животных.
·
Объяснять роль генетической
паспортизации
сортов растений и пород животных.
·
Характеризовать цели
создания и перспективы использования ГМО.
·
Раскрывать содержание основных понятий темы:
молекулярно-генетические
маркеры, генетическая паспортизация, ГМО, соматическая гибридизация и др., выявлять взаимосвязь данных
понятий.
·
Оценивать перспективы использования современных методов селекции для
получения новых сортов
растений и пород животных.
·
Обосновывать правила проверки безопасности
ГМО и контроль за распространением ГМО.
·
Знать этапы развития
биотехнологии и генной инженерии, их направления,
цели и задачи.
·
Характеризовать
вклад биотехнологии и генной инженерии в медицину.
·
Называть методы, используемые в области генной инженерии.
·
Раскрывать содержание основных понятий темы:
рестриктаза, вектор, лигаза,
искусственная хромосома,
рекомбинантная
ДНК,
трансформация
бактерий,
биоэтика и др., выявлять
взаимосвязь данных понятий.
·
Оценивать роль генной инженерии в современной науке и ее перспективы
26

26. Клеточная инженерия (1
ч)

Клеточная инженерия. Задачи, методы и объекты клеточной инженерии. Лимит
Хейфлика. Стволовые клетки, отличие от других клеток
организма.
Понятие и сущность клонирования. Природные и искусственные клоны. Методика клонирования, история
развития. Проблема получения идентичной копии клонированного животного. Использование клонирования
для восстановления исчезнувших видов.
Моделирование
болезней
человека на животных. Гуманизированные животные.
Подходы к клонированию
человека:
репродуктивное
клонирование и терапевтическое клонирование. Терапевтическое клонирование и
его перспективы в медицине.
Индуцированные стволовые
клетки и их использование в
медицине.
Биологические и этические
проблемы
клонирования.
Отношение к клонированию
в обществе. Законодательство о клонировании человека.

для человечества.
·
Приводить примеры
достижений биотехнологии
и генной инженерии, сравнивать их прикладное значение.
·
Характеризовать задачи и методы клеточной
инженерии.
·
Знать
перспективы
использования клонирования в селекции и медицине.
·
Раскрывать содержаниеосновных понятий темы:
клонирование, клон, репродуктивное
клонирование,
терапевтическое клонирование, индуцированные стволовые клетки и др.
·
Оценивать этические
аспекты клонирования и
создания трансгенных организмов, перспективы развития основных направлений
клеточной инженерии.

27

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Примерный перечень рефератов
Введение
1. История развития генетики: основные этапы
2. Нобелевские премии в истории генетики
Раздел 1. Основные закономерности наследственности и изменчивости
1. Г. Мендель и появление генетики
2. Применение анализирующего скрещивания в селекции растений и животных
3. Заболевания человека, наследуемые по принципу неполного доминирования
4. Резус-фактор и kell-фактор
5. Системы групп крови
6. История создания хромосомной теории наследственности
7. Генетическое картирование хромосом
8. Балансовая теория определения пола
9. Наследственные заболевания человека, сцепленные с Х-хромосомой и Yхромосомой
10.Модификационная изменчивость у человека
11.Спонтанный и индуцированный мутагенез. Мутагены и антимутагены
12.Лекарственные препараты как мутагенный фактор
13.Ненаследственная изменчивость у человека как свойство жизни и генетическое явление
Раздел 2. Молекулярные основы наследственности
1. Генетические основы старения организмов. Теломеры и теломераза
2. Методы окрашивания хромосом
3. Внеядерная наследственность
4. История открытия и изучения нуклеиновых кислот
5. Репарация генетических повреждений
6. Основные участники процессов транскрипции и трансляции
7. История изучения генома человека
8. Онтогенетика – новое направление генетики
9. Генетический контроль индивидуального развития
10.История развития эпигенетики
Раздел 3. Методы молекулярной генетики и биотехнологии
1. История метода ПЦР
2. Использование метода ПЦР для диагностики наследственных заболеваний
3. Современные достижения в области секвенирования геномов
4. Программа «Геном человека»
5. Молекулярно-генетические методы в судебной экспертизе. Установление
отцовства
6. Создание генно-инженерных биологических препаратов
7. Стволовые клетки организма человека
8. Индуцированные стволовые клетки и их использование в медицине
9. Успехи и неудачи в клонировании животных
Раздел 4. Генетика человека
28

1. Митохондриальная наследственность и генеалогическое древо человечества
2. Генетические механизмы раковой трансформации клеток
3. Болезни с наследственной предрасположенностью
4. Заболевания
человека
с
аутосомно-доминантным
(аутосомнорецессивным,
Х-сцепленным доминантным, Х-сцепленным рецессивным) типом наследования
5. Молекулярная диагностика наследственных заболеваний
6. Применение методов пренатальной диагностики в современной медицине
7. Генетическая паспортизация населения
8. Фармакогенетика – новое направление персонализированной медицины
9. Гены «спортивной успешности»
10.Проблема генетического допинга
11.Особенности организации генома вирусов
12.Эпидемия COVID-19: происхождение и эволюция вируса
13.Использование полимеразной цепной реакции для диагностики вирусных
инфекций
14.Живые вакцины – разновидности, преимущества и опасности
Раздел 5. Генетика популяций
1. Генетическое разнообразие в популяциях людей
2. Влияние миграции на генетическую структуру популяций
Раздел 6. Генетические основы селекции и биотехнологии
1. Сохранение генофонда ценных культурных и диких форм растений и животных
2. Вклад Н.И. Вавилова в развитие генетики и селекции
3. Генетическая паспортизация сортов растений и пород животных
4. Успехи в создании генетически модифицированных организмов

29

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ И УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
1. Современные генетические технологии в нашей жизни
2. Клеточные технологии в медицине
3. Перспективные направления генной инженерии
4. Персонализированная медицина
5. Генетически модифицированные организмы и продукты питания
6. Сравнение геномов современного человека, его вымерших предков и человекообразных обезьян
7. Влияние генов на предрасположенность к артериальной гипертензии
8. Факторы окружающей среды, повреждающие геном человека
9. Генетика и здоровье человека
10.Генетические особенности индивидуального развития
11.Механизмы регуляции активности генов внешними и внутренними сигналами клетки
12.Генетический метод в изучении возникновения и миграции народов
13.Построение филогенетических деревьев с помощью молекулярногенетических методов
14.Возможности применения генетических технологий для создания биологического оружия
15.Современные взгляды на природу старения

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».