Программа развития МАОУ «Нижнеиргинская СОШ».

2017
[Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор
содержимого документа. Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой
краткий обзор содержимого документа.]

Программа развития
муниципального казенного
общеобразовательного учреждения Нижнеиргинская
средняя общеобразовательная школа
Красноуфимского района Свердловской области

«Современная школа –
территория успеха и личностного
роста»
на период 2017-2020 гг.

с. Нижнеиргинское
2017 г.

2

3
СОДЕРЖАНИЕ

1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
2.1.
3.
3.1.
4.
5

ВВЕДЕНИЕ
АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Информационная справка о школе
Итоговый анализ текущей деятельности школы.
SWOT- АНАЛИЗ оценки уровня развития и готовности к
реализации концепции современной школы.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Основные идеи развития школы
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Содержание и пути решения Программы развития
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Предъявление Программы развития школы

9-10
10
10
12
17
22
24
25
25
32
33

4

Полное
наименование
программы
Дата принятия
решения о
разработке
программы,
дата ее
утверждения

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
на период 2017 – 2020 гг.
Программа развития муниципального казенного
общеобразовательного учреждения Нижнеиргинская
средняя общеобразовательная школа «Современная школатерритория успеха и личностного роста» на период 2017 –
2020 гг.
Протокол № 3 заседания Педагогического совета от
10.12.2016 г.
Приказ «Об утверждении Программы развития МКОУ
Нижнеиргинская СОШ от 30.08.2017г.

Конвенция о правах ребенка;
Федеральный закон «Об образовании» с учётом изменений;
Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая
школа»,
Федеральный закон Российской Федерации N 309 - ФЗ «О
понятии и структуре федерального государственного
образовательного стандарта»;
Федеральный закон № 83 –ФЗ от 08 мая 2010 г. "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием
Основания
правового положения государственных (муниципальных)
для разработки учреждений";
программы
Федеральная целевая программа развития образования на
2016-2020 гг.;
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего
образования»;
Комплекса мер по модернизации общего образования
Свердловской области.
Муниципальной программы МО Красноуфимский округ
«Развитие системы образования в Муниципальном
образовании Красноуфимский округ до 2020 года»
Устав школы.
Авторский коллектив:
Разработчики
Директор школы:
Пудова О.Н.
Программы
Заместители
Чуткова Н.И., Позднякова Н.С.
директора

5

Педагог-психолог
Константинова Н.В.
Руководители
Смирнова О.С., Маланина И.С.,
ШМО
Ярунина А.В.
Директор школы, заместители директора, члены
Исполнители
методического совета, педагогический коллектив, учащиеся
Программы
и их родители (законные представители).
Не соответствие в полной мере сегодняшней школы новым
требованиям Национальной образовательной инициативы
«Наша новая школа», перспективам модернизации общего
Проблема
образования по обеспечению качества образовательного
процесса и развития его инновационного потенциала в
условиях внедрения ФГОС нового поколения.
Становление cовременной школы как территории успеха и
личностного роста, способной обеспечить каждому ребенку
высокое качество образования, ориентированное на
Цель
социальные и экономические потребности общества,
программы
духовно-нравственное развитие и воспитание качеств
инициативной, творческой личности в современной
инфраструктуре и здоровьесберегающей среде учреждения.
1. Обеспечить компетентностный подход к содержанию
образования, современные подходы к технологиям
достижения новых образовательных результатов.
2.
Обеспечить создание системы поддержки таланта
ребенка и возможностей его успешной самореализации на
основе проектирования соответствующей развивающей
среды и структуры урочной, внеурочной, внешкольной
деятельности и формирования системы социальноОсновные
педагогической поддержки одаренных и способных детей.
задачи
3. Обеспечить создание условий для непрерывного
программы
личностного роста педагогов школы на основе повышения
(основанные на
эффективности инновационной деятельности.
приоритетах
4. Совершенствовать комплекс мер, форм и методов
Национальной
организации здоровьесберегающей деятельности в школе.
образовательно
5. Обеспечить развитие эффективной системы
й инициативы
дополнительного образования и воспитательной работы,
«Наша новая
способствующей реализации концепции духовношкола»)
нравственного воспитания и развитию личности в
социокультурном пространстве современного общества в
соответствии с ФГОС нового
поколения.
6. Способствовать созданию эффективной внутришкольной
модели мониторинга качества образования как условия
обновления содержания и технологий образовательной
деятельности и условия самостоятельности школы для

6

Периоды и
этапы
реализации
программы

Важнейшие
целевые
индикаторы и
показатели
Программы

реализации ФГОС.
Программа реализуется в период 2014 – 2017 г.г. по
следующим этапам:
1 этап (2017 – 2020г.г.) – информационно-мотивационный.
Повышение квалификации педагогического коллектива в
условиях внедрения образовательных стандартов второго
поколения. Развитие эффективности дополнительного
образования и воспитательной работы с детьми,
формирование творческих групп педагогов. Работа с
родительской общественностью. Подготовка школы к
работе в новых организационно-экономических условиях, в
соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ от 08 мая
2010 г.
2 этап (2018 - 2019 г.г.) - практический.
Привлечение необходимых ресурсов для основного этапа
реализации программы. Реализация ведущих целевых
программ и проектов программы развития школы.
Осуществление промежуточного контроля, экспертиза
реализации целевых программ и проектов. Развитие
внешнего взаимодействия школы с социальными
партнерами города и района, органами государственного и
муниципального управления с целью повышения
эффективности воспитательного процесса. Развитие
информационных возможностей образовательного
процесса школы.
Организация деятельности творческих групп по реализации
отдельных проектов программы.
3 этап (2019 – 2020 г.г.) – заключительно-прогностический.
Подведение итогов и научное системное осмысление
результатов реализации программы на семинарах и
конференциях, тиражирование накопленного опыта.
Обновление материальной базы школы. Постановка новых
стратегических задач развития образовательной системы
школы, подготовка текста новой Программы развития.
Целевыми индикаторами Программы являются:
- уровень доступности образования в соответствии с
современными стандартами для всех категорий граждан
независимо от социального и имущественного статуса,
состояния здоровья;
- уровень соответствия образования современным
стандартам.
- уровень соответствия условий обучения современным
стандартам.
В основу системы показателей Программы, отражающих

7

Структура
Программы

Ресурсное
обеспечение
реализации
Программы

ход ее реализации, положена региональная система оценки
качества образования.
1. Аналитико-прогностическое обоснование программы.
2. Концептуальное обоснование программы.
3. Целевые программы.
4. Целевые индикаторы эффективности реализации
программы.
5. Финансово-экономическое обоснование.
1. Нормативно-правовое:
- разработка и утверждение документов,
регламентирующих новый порядок функционирования
учреждения, формы стимулирования и поощрения
результативной деятельности учителей, работающих в
инновационном режиме;
2. Программно-методическое:
- формирование банка методических материалов,
позволяющих обеспечить качественное обучение в базовых
и профильных классах по выполнению государственных
программ;
- формирование банка методических материалов,
позволяющих активно внедрять в образовательный процесс
современные педагогические технологии;
- разработка рабочих программ по учебным предметам,
элективным курсам, предметным кружкам.
3. Информационное:
- информирование коллектива учителей, родительской
общественности, учащихся о характере преобразований в
школе через WEB-сайт, школьную газету, совещания,
родительские конференции;
- издание школьной газеты «Шаг за шагом».
4. Мотивационное:
- разработка комплекса мер стимулирования
результативной деятельности учителей через формы
материального и морального поощрения;
- усиление мотивационной работы среди учителей,
учащихся и родителей о необходимости внедрения
преобразований в учреждении.
5. Кадровое:
- повышение профессионального мастерства педагогов,
работающих в условиях инновационного режима;
- подбор и расстановка кадров в соответствии с
потребностями и необходимостью работы по
предпрофильной подготовке и профильному обучению;
- качественная подготовка к аттестации на присвоение

8

квалификационных категорий педагогов школы;
- повышение квалификации, переподготовка педагогов в
соответствии с годовым графиком.
6. Материально-технические:
- создание современных условий организации
образовательного процесса: переоборудование, ремонт и
оснащение помещений школы с использование
современных дизайнерских решений, пополнение учебнометодических, информационных, медиа- ресурсов.
7. Финансовое:
- расширение спектра платных образовательных услуг;
- составление сметы по внебюджетным доходам с учетом
потребностей Программы развития.
ФИО,
должность,
телефон
руководителя
Адрес школы:
E-mail Сайт
школы

Порядок
управления
реализацией
Программы

Директор школы Пудова Ольга Николаевна
Тел: 8(343 94) 3-02-24, 8 9045418393.
623305 Свердловская область, Красноуфимский район, село
Нижнеиргинское, ул. Октябрьская 10
E-mail: shkola_irginsk@mail.ru, сайт: N-irginck-sosh.ru
Построена система управления реализации Программы
развития, которая предусматривает:
1. Распределение полномочий и ответственность за
выполнение этих управленческих действий.
2. Ответственность за руководство выполнением
управленческих действий и контроль.
С целью информирования участников образовательного
процесса и социальных партнеров школы о реализации
Программы развития предполагается ежегодно
публиковать публичный отчет, бюджетную смету на WEBсайте.

9
ВВЕДЕНИЕ

Сложившаяся социально экономическая и политическая обстановка в
России вызывает необходимость изменения приоритетов в учебновоспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную
задачу повышения качества образования, но и требуя в первую очередь
особых педагогических усилий от школы в решении проблемы адаптации
ребенка в окружающем социуме. Это меняет цели, подходы, понимание
воспитательных и образовательных задач.
Школа должна стать отражением и основанием фундаментальных
позитивных процессов, идущих в жизни.
Ключевым документом, интегрирующим характеристики деятельности
современного образовательного учреждения, с точки зрения ее
эффективности, является образовательная программа школы. В соответствии
с новыми законодательными актами, Национальной образовательной
инициативой «Наша новая школа», эффективность деятельности школы с
точки
зрения
условий
обучения,
содержания
деятельности
(сформулированного в логике новых требований к структуре основной
образовательной программы) и результатов образования напрямую связана с
тем содержанием, которое определяет приоритеты модернизационной
политики государства.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго
поколения определяет прямую зависимость эффективности деятельности
образовательного учреждения от тех результатов, которые проектирует
профессиональное сообщество в ключевом документе школы - основной
образовательной программе.
Результат образования для современной школы является
квинтэссенцией качества ее образовательной деятельности.
Качество образования - это интегральная характеристика системы
образования,
отражающая
степень
соответствия
достигаемых
образовательных результатов требованиям и ожиданиям заказчиков государства, общества, личности. Управление качеством образования одно из важнейших направлений модернизации системы российского
образования.
Образовательная организация, находясь в системе новых
экономических отношений и ценностей, определяет собственные
инструменты своего развития, опираясь на собственный потенциал
развития. Ориентация на новые образовательные результаты влечет за
собой существенные изменения всей системы образовательной
деятельности школы.
Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков
самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых.
Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний,
но овладение способами этого усвоения, развитие познавательной
потребности и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных

10

результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых
требует
личностно-ориентированного
образовательного
процесса,
построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для
каждого школьника.
А важнейшей задачей образовательной организации на селе является
не только формирование навыков самостоятельной познавательной и
практической деятельности обучаемых, но и подготовка их к жизни в
обществе, формирование личности, ориентированной на преобразование
села как своей малой родины.
1. АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ
1.1. Информационная справка о школе
Первое образовательное учреждение в селе Нижнеиргинское – 2-х
классное реальное училище, появилось в 1887 году.
В 1933 году школа стала семилетней, а в сентябре 1940 года получила
статус полной средней школы.
С 1996 года на основании приказа Департамента образования № 172 с/а
от 18 июня 1996 года школа получила статус муниципальной средней
общеобразовательной школы. Учредитель: МОУО МО Красноуфимский
округ.
С апреля 2011 года ОУ является муниципальным казенным
общеобразовательным учреждением.
За время своего существования школа воспитала много достойных
людей (Приложение № 1).
Современное здание школы построено в 1961 году.
Село, в котором расположена школа, находится в Красноуфимском
округе Свердловской области. Это старинное кержацкое село, в котором еще
сохранились свои особые традиции. Район сельский, но в настоящее время в
селе нет сельскохозяйственного предприятия, работают лесничество, частное
предприятие деревообработки, ОВП.
В селе есть Дом культуры и сельская библиотека, с которыми ОУ
традиционно поддерживает тесные связи.
В школе реализуются следующие виды образовательных программ:
 основная общеобразовательная программа дошкольного образования в
группах общеразвивающей направленности – 5 лет;
 основная общеобразовательная программа начального общего
образования, нормативный срок освоения - 4 года;
 основная общеобразовательная программа основного общего
образования, нормативный срок – 5 лет;
 основная общеобразовательная программа среднего (полного) общего
образования, нормативный срок – 2 года;
 основная общеобразовательная программа
начального общего

11

образования для детей с задержкой психического развития,
нормативный срок – 4 года;
 дополнительная общеобразовательная программа дополнительного
образования по социально-педагогической
направленности,
нормативный срок - 2 года;
 дополнительная общеобразовательная программа дополнительного
образования по туристко-краеведческой направленности, нормативный
срок – 3 года;
 дополнительная общеобразовательная программа дополнительного
образования
по
художественно-эстетической
направленности,
нормативный срок -2 года;
 образовательная программа Тракторист, нормативный срок освоения 4 года (650 часов).
Реализация образовательных программ осуществляется на базовом
уровне в соответствии с современными нормативными документами и
требованиями к уровню подготовленности выпускников образовательных
учреждений.
Кадровой ресурс школы:
Кадровый состав образовательного учреждения стабильный.
Педагогов в детском саду - 3
Все педагоги имеют педагогическое образование, из них дошкольное 80%.
Аттестованы на 1 квалификационную категорию - 100%
Стаж работы педагогов от 20 до 30 лет – 100%
Кадрами детский сад обеспечен на 100%.
Общее число педагогов школы – 20.
Характеристика педагогического коллектива по образованию
Образование
Количество/ %
Высшее
14/70%
Среднее специальное
6/30%
Заочно обучаются в ВУЗе 2 педагога.
По педагогическому стажу педагогический состав распределяется
следующим образом:
до 5 лет
до 10 лет
от 10 до 20 лет
от 20 лет и выше
3
1
6
10
65% учителей – выпускники школы.
Обеспеченность кадрами в 2013-2014 учебном году 100%.
70% педагогического коллектива имеют квалификационные категории.
Высшая категория – 2 (10%)
I категория – 12 (60%)
Награды:
 Заслуженный учитель РФ – 1
 Отличник народного просвещения – 2
 Почетный работник образования – 4

12

 Грамота Министерства образования РФ – 8
 Грамота Министерства образования области – 10.
Средний возраст - 41 год.
В коллективе представлен весь спектр типов творческой деятельности:
85,7% педагогов – люди энергичные;
92% педагогов- люди коммуникабельные;
87% педагогов - оптимисты.
Диагностические исследования и наблюдения, анализ результатов
показали, что в школе есть коллектив единомышленников, объединённых
общими ценностями, любимым делом и общими целями. Коллектив
достаточно самокритичен и самостоятелен.
В последние годы в школе сложилась система повышения
профессиональной компетентности педагогов.
За последние пять лет 85% педагогов прошли курсы повышения
квалификации, некоторые из них повышали свой профессиональный уровень
многократно.
В основе работы с педагогическими кадрами лежит диагностика
профессиональной деятельности педагогов, которая помогает оценить не
только фактический уровень профессиональной подготовки каждого учителя,
но и выявить профессиональные запросы и потребности, а, следовательно, на
основе этого дифференцированно определить цели работы с педкадрами и
выбрать адекватные формы их проведения. Методическая работа с кадрами
приобрела личностно-ориентированный характер.
В школе сформированы 3 группы педагогов, в основе деления на
которые лежит принцип дифференциации по уровню педагогического
мастерства.
I группа – педагоги, требующие усиленного внимания (25%);
II группа – педагоги со сложившейся системной работы (41%);
III группа – педагоги, работающие творчески (34%).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
сегодня-это 14 учебных кабинетов, оснащенных необходимыми
техническими средствами и пособиями (3 мультимедийных проектора, 7
интерактивных досок); мастерские технического и обслуживающего труда;
компьютерный класс; спортивный зал; актовый зал; столовая, библиотека.
Для реализации программы «Тракторист» имеется кабинет
трактороведения, 2 трактора, гараж.
1.2. Итоговый анализ текущей деятельности школы
В связи с постоянным изменением демографической обстановки и
миграционными процессами школа постоянно работает над сохранением
контингента обучающихся.
Данные социологического исследования микрорайона школы
свидетельствуют: количество первоклассников будет оставаться стабильным.
На сегодняшний момент существующая проблема необходимости

13

подготовки детей к школе. Уровень их подготовленности к школе становится
предметом заботы родителей и будущего учителя 1 класса. Поэтому для
детей, будущих первоклассников, в школе организуется с целью
выравнивания стартовых возможностей и развития мотивации к обучению
«Школа будущего первоклассника».
При выборе направлений развития школы действенным механизмом
является социальный заказ. Поэтому важное место отведено изучению
образовательных запросов родителей на образовательную подготовку
учащихся и развитие сферы дополнительных услуг, которые могут быть
предложены детям. Ниже приведены результаты опроса родителей в период с
2015 по 2017 годы.
Потребности
2015 год 2016 год 2017 год
Необходимость введения в школе
78%
1.
34%
56%
предпрофильной подготовки
Необходимость расширения и
100%
2.
76%
81%
углубления знаний по информатике
Необходимость расширения и
углубления знаний по предметам
37%
3.
34%
41%
социально-гуманитарного цикла
(обществоведческое направление)
Необходимость изучения
100%
4.
иностранного языка и информатики
100%
100%
со 2 класса
Необходимость расширения и
41%
5.
углубления знаний по предметам
15%
естественного цикла
Необходимость включения в
учебный план курсов по выбору,
78%
6.
элективных курсов, кружков
34%
56%
сельскохозяйственной
направленности
Результативность учебной деятельности школы характеризуется стабильным
уровнем обученности учащихся, успевающих на «4» и «5»:
Мониторинг результативности учебного процесса
Учебный год % успеваемости
% качество знаний
2010-2011
100
49
2011-2012
96
41
2012-2013
97
34
2013-2014
94
39
2014-2015
95
39
2015-2016
100
40
2016-2017
99
49
№

14

Школьные
мониторинговые
исследования
подтверждаются
диагностическими данными и результатами независимых аттестационных
исследований. Ежегодно ОУ показывает стабильные результаты по ЕГЭ.
Результаты диагностики стабильны и могут быть выведены на новый
уровень за счет изменения в содержании образования для отдельных
категорий учащихся.
По-прежнему остается актуальным вопрос сохранения и укрепления
здоровья обучающихся и сотрудников. Ежегодно проводится мониторинг
состояния здоровья:
Распределения детей по группам здоровья
год
1группа
2группа
3группа
4группа
5 группа
2014-2015
50/57,4
32/38
4/3,7
1/0,9
2015-2016
49/57,6
31/36,5
4/4,7
1/0,9
2016-2017
51/60
30/35,3
4/4,7
1/0,9
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе не приобрело 100% охвата. Слабо организовано взаимодействие с
заинтересованными лицами, а также сотрудничество в этой области с
родителями.
Необходимо обновление содержания и технологий образования,
позволяющее уменьшить психоэмоциональные нагрузки участников
образовательного процесса; проведение работы по калорийности,
разнообразию и витаминизацией блюд в школьной столовой, усиление
координации деятельности педагогов, психолога, медицинских работников
ОВП и других заинтересованных специалистов с привлечением родительской
общественности.
Кроме проблем, возникающих с физическим здоровьем учащихся,
школа диагностирует и качество морально-нравственного здоровья детей с
целью выбора направлений работы с детьми, склонными к асоциальным
поступкам.
2015
2016
2017
Количество
год
год
год
Обучающиеся, состоящие на внутришкольном
7
5
4
контроле.
Обучающиеся, состоящие на учете в КДН, ОДН
1
0
0
Правонарушения,
зарегистрированные
в
0
0
0
полиции.
В
школе
осуществляет
психолого-педагогическое,
социальное
сопровождение детей. Основополагающим в работе является реализация
комплексного подхода в решении проблем ребенка и комплексного
сопровождения от момента поступления в школу до выхода в
самостоятельную жизнь.

15

Основные направления
 Ранняя комплексная диагностика. Выбор образовательного
маршрута;
 Комплексное планирование мероприятий по созданию оптимально
благоприятных условий для адаптации и развития, преодоления
социально-педагогической
запущенности
с
учетом
индивидуальных особенностей каждого ребенка;
 Комплексное сопровождение. Проведение коррекционных и
развивающих занятий с детьми специалистами центра (логопедом,
психологом). Оформление соц. статуса детей (социальная служба);
 Комплексное консультирование педагогов, родителей и лиц их
заменяющих, воспитанников и учащихся. Помощь в решении
трудных ситуаций, конфликтов;
 Просветительская деятельность. Участие в работе педагогических
советов, метод объединений, родительских собраний.
 Приоритетными направлениями воспитательной работы являются:
 Формирование нравственной позиции.
 Воспитание культуры жизненного самоопределения: «Человек
нравственный»; «Я – гражданин»; «Я – семьянин»; «Я и
здоровье», «Я – сельский житель».
Уровень подготовки обучающихся обеспечивается постоянной работой
педагогического коллектива по обновлению содержания образования.
Особое внимание уделяется вопросу повышения профессионального уровня
педагогических кадров. Этому способствует отлаженная система
методической работы, направленная на теоретическое и практическое
овладение педагогами информационными и проектными технологиями, а
также применения компетентностного подхода в обучении. Большой
проблемой является старение педагогических кадров и творческого
выгорания. 25% педагогов не владеют современными информационными
технологиями, используют традиционные технологии обучения. Основной
задачей будет совершенствование уровня профессионального мастерства
через вовлечение педагогов в научно-методическую и проектную
деятельность, повышение квалификации по направлениям использования
современных технологий обучения.
Анализ состояния системы образования в школе выявил
недостаточную работу по использованию возможностей ИКТ технологий в
образовательной и управленческой практике. Не в полной мере обеспечен
доступ учителей и учащихся к глобальным информационным ресурсам.
Требует совершенствования работа библиотеки по накоплению в нем
информационных ресурсов и дальнейшего их использования в
образовательном процессе. Недостаточно используются ИКТ для перевода
информационных
потоков
в
электронный
формат.
Отсутствует
информационная система управления, интенсифицирующая этот процесс.

16

Одной из задач дальнейшего развития станет создание целостной
электронной образовательной среды учреждения.
Анализ итогов социальной диагностики микросоциума школы
показывает, что он характеризуется следующими чертами (признаками):
недостаточно высокой образованностью;
 средним уровнем общей культуры;
 относительно
высоким
процентом
неблагополучных
семей,
многодетных семей, малообеспеченных, мало занимающихся
проблемами воспитания и развития своего ребёнка;
 вместе с тем до 70% семей достаточно ответственно относятся к своим
родительским обязанностям, из них до 30% способны глубоко изучить
способности и склонности своего ребёнка, осознанно прогнозировать
его будущее развитие, активно сотрудничать со школой, в рамках
домашнего воспитания приобщить к достижениям общечеловеческой
культуры.
Данные обследования уровня личностного развития детей, поступающих
в школу, подтверждают итоги социальной диагностики микросоциума.
Картина довольно пестрая, представлена вся шкала развития: от детей с
высоким уровнем развития до детей с задержкой психического развития.
Этот широкий спектр уровня способностей нашего ученического
контингента и определяет необходимость единственно возможной модели
образовательного учреждения - многопрофильный и адаптивный характер,
способный удовлетворить образовательные запросы столь разнообразных
категорий учеников и их родителей.
1.3. SWOT- АНАЛИЗ оценки уровня и развития готовности к
реализации концепции современной школы
Анализ факторов развития школы
Факторы
Слабая сторона
Сильная сторона фактора
развития
фактора
 Нацеленность на
 Изначально нацелена
достижение высокого
на сильного ученика,
уровня образования;
достигшего
необходимого уровня
 Наличие в
развития к началу
образовательной
I.
обучения.
программе компонентов
Образовательны
федерального базисного
 Образовательные
е программы,
учебного плана в полном
программы
реализуемые в
объеме;
дополнительного
учреждении.
образования детей
 Универсальность
предназначены в
учебного плана:
основном для
возможность для учащихся
младшего школьного
получить базовые знания по
возраста.
всем
предметам,

17

дополнительную
расширенную подготовку
по
направлениям
дальнейшего обучения;
 В учебный план
включены курсы по
выбору, элективные
курсы, кружки
сельскохозяйственной
направленности.
 Обучение строится с
учетом психологических
особенностей и
возможностей
школьника.
 Обучение строится на
основе дифференциации,
позволяющей учитывать
индивидуальный темп
продвижения учащихся,
корректировать
возникающие трудности,
обеспечивать поддержку
его способностей.
 Организация учебной
деятельности на уроке не
допускает
переутомления.
 Стабильные результаты
ЕГЭ.
 Стабильные победы в
творческих конкурсах и
спортивных
II.
соревнованиях.
Результативност  Участие
в
научноь работы
практических
образовательног
конференциях, конкурсах
о учреждения

 Растет число учащихся,
относящихся к «группе
риска»,
интеллектуально
пассивных,
испытывающих
трудности в обучении.
 Вследствие низкой
культуры чтения дети
испытывают трудности
в учении.
 Дети испытывают
трудности при
выполнении заданий, в
том числе тестовых,
требующих
нестандартных ответов
и решений,
высказывания
собственной точки
зрения, в анализе
собственных работ

 Недостаточное
количество участников
олимпиад по причине
малой наполняемости
классов.
 Соотношение времени,
затраченное на
подготовку к участию в
конкурсах,
конференциях и
выполнение домашних
заданий не
соответствует психофизиологическому
развитию ребёнка

18

 Наработан
опыт
по
применению
ряда
интерактивных
форм
обучения
и
инновационных
технологий.
 Наличие
педагогов,
способных транслировать
опыт.
III.
 Востребованность
Инновационный
транслируемого
опыта
потенциал
педагогами района (по
результатам семинаров).

Недостаточное
количество педагогов,
желающих участвовать в
конкурсах
педагогического
мастерства.
Сравнительно небольшая
группа педагогов
применяет
инновационные
технологии:
 Отсутствие программ
дистанционного
обучения.
 Недостаточная
материальнотехническая
оснащенность для
реализации
инновационной
деятельности.
 Возрастной состав
педколлектива (старше
50 лет - 40%).
 Незначительный
приток молодых
специалистов.
 Увеличение количества
детей, имеющих
проблемы
медицинского и
психологического
характера.

Полная
укомплектованность
штата школы.
Стабильность
педагогического состава.
Высокий
IV.
профессиональный
Кадровое
уровень.
обеспечение и
Педагоги и учащиеся
контингент
комфортно
ощущают
учащихся.
себя в школе, любят ее и
отмечают
хороший
психологический климат
(по
результатам
мониторинга).
 Достаточное количество  Недостаточное
V.
оборудованных учебных
оснащение
Материальнокабинетов.
компьютерным и
техническая база
интерактивным
 Хорошо оборудованный
учреждения и
оборудованием
спортивный зал.
условия
начального звена
образовательног  Обеспечение учащихся
 Недостаточная
учебниками (100%).
о процесса
оснащенность

19

кабинета
обслуживающего
труда.
 Быстро устаревающий
фонд учебной
литературы.
 Оснащенность
кабинета
трактороведения
устаревшим
оборудованием.
 Недостаточное
количество
сельхозоборудований
для проведения сельхоз
работ.
Наши
социальные Отсутствие системности
в сетевом
партнёры
взаимодействии.
 ЗАО Агрофирма
«Ключики»;
 ИП Маланин О.И.,
Прозоров А.Л.;
 Пчеловодческое
хозяйство
Конюхова
В.Г.;
 Фермер Ярунин В.Л.;
VI.
 Государственное
Сетевое
казённое
учреждение
взаимодействие
службы
занятости
с учреждениями
населения
системы
Свердловской области
образования,
«Красноуфимский
социальными
центр занятости»;
партнерами
 ГБУ
СО
«Нижнеиргинское
лесничество»;
 Территориальноотраслевой
исполнительный орган
государственной власти
Свердловской области
Красноуфимское
управление сельского

20


















хозяйства
и
продовольствия
Министерства
сельского хозяйства и
продовольствия
Свердловской области;
Красноуфимский отдел
Управление
Роспортебнадзора
по
Свердловской области;
ГБУ
СО
Красноуфимская
ветстанция;
ГОУ
СПО
СО
Красноуфимский
аграрный колледж;
ГОУ
СПО
СО
Красноуфимский
профессиональный
лицей;
ГОУ
СПО
СО
Красноуфимский
педагогический
колледж;
Красноуфимская
селекционная станция;
Музей
трудовой
и
боевой
славы
с.
Нижнеиргинское;
Красноуфимский
краеведческий музей;
Муниципальное
образовательное
учреждение
дополнительного
образования
детей
«Красноуфимская
детская школа исскуств;
Нижнеиргинский
сельский дом культуры;
Нижнеиргинская
сельская библиотека.
Совет ветеранов села;

21

 Фольклорный ансамбль
«Огонёк».
 Наличие сайта,
 Отсутствие
VII.
обеспечения сетевого
Сформированно
взаимодействия.
сть
информационно
 Отсутствие локальной
го пространства
сети.
Таким образом, сильные и слабые стороны образовательной системы
школы позволяют говорить о необходимости перехода образовательного
учреждения в режим инновационного развития, позволяющий обеспечить
качество основных функциональных элементов системы:
 качество информационно-образовательной инфраструктуры
школы, позволяющей стабилизировать элементы организационной культуры
(система управления, сетевая информационная связь) и расширить
образовательные возможности школы;
 качество образовательной программы (в соответствии с
требованием ФГОС по системе трех «Т»: требования к условиям обучения;
структуре образовательной программы; результатам обучения.
 качество воспитательной системы и системы социально
педагогического сопровождения становления школьников в условиях
разбалансированных социальных отношений;
 качество педагогического потенциала, способного решать задачи,
связанные с инновационными подходами к образованию, а также
использовать современные образовательные технологии в обучении и
воспитании школьников;
Интеграционный показатель выбранных направлений должен задать
высокий рейтинг школы как эффективной образовательной организации.
Осмысление этих позиций приводит к осознанию необходимости
стратегического развития и оперативного управления развитием
образовательного учреждения.
2. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ.
Государственная политика в области обновления школьного
образования, направленная на повышение его качества предусматривает
изменение роли школы в жизни российского общества.
Изменяется роль школы в обучении и воспитании подрастающего
поколения. Школа призвана не только обеспечить учащихся прочными
знаниями, но и научить использовать их на практике в целях саморазвития и
самоопределения в профессиональной, общественной, бытовой сферах,
сформировать ценности, обуславливающие личностную, семейную,
социальную культуру человека.
Изменяется социальная миссия школы. Современная российская школа
– в инновационных своих моделях – является культурно-просветительским
центром микросоциума, заказчиком и исполнителем программ и проектов,

22

направленных на улучшение окружающей среды, становление принципов
толерантности в межличностных, межнациональных отношениях.
Изменяется корпоративная культура школы, степень ее открытости и
подотчетности социальным и педагогическим партнерам. Развитие школы
как открытой педагогической системы определяет становление институтов
государственно-общественного управления, участие в делах школы
представителей родительской общественности, органов муниципальной
власти, формирование
системы информирования
социальных и
педагогических
партнеров
о
результативности
деятельности
образовательного учреждения.
Изменяется финансово-хозяйственная основа деятельности школы, ее
кадровая политика. Все большее значение приобретает способность школы к
эффективному использованию ресурсов, поиску дополнительных источников
финансирования, применению технологий, повышающих компетентность
педагогических кадров.
В основе концепции развития нашей школы лежит противоречие между
социальным заказом общества к подготовке ученика и реальными
жизненными условиями, в которых реализуется этот заказ.
Анализ итогов социальной диагностики микросоциума школы
показывает, что он характеризуется следующими чертами (признаками):
недостаточно высокой образованностью;
 средним уровнем общей культуры;
 относительно
высоким
процентом
неблагополучных
семей,
многодетных семей, малообеспеченных, мало занимающихся
проблемами воспитания и развития своего ребёнка;
 вместе с тем до 70% семей достаточно ответственно относятся к своим
родительским обязанностям, из них до 30% способны глубоко изучить
способности и склонности своего ребёнка, осознанно прогнозировать
его будущее развитие, активно сотрудничать со школой, в рамках
домашнего воспитания приобщить к достижениям общечеловеческой
культуры.
Данные обследования уровня личностного развития детей, поступающих
в школу, подтверждают итоги социальной диагностики микросоциума.
Картина довольно пестрая, представлена вся шкала развития: от детей с
высоким уровнем развития до детей с задержкой психического развития.
Этот широкий спектр уровня способностей нашего ученического
контингента и определяет необходимость единственно возможной модели
образовательного учреждения - многопрофильный и адаптивный характер,
способный удовлетворить образовательные запросы столь разнообразных
категорий учеников и их родителей.
Миссия школы
Процесс развития школы должен способствовать созданию такого
образовательного пространства, которое позволит обеспечить доступность,
качество образования детей, формирование личности, ориентированной на

23

преобразование села как в своей малой родины с учетом ее природного,
экономического, исторического и культурного потенциала, позволит
обеспечить личностный рост учащихся и их подготовку к полноценному и
эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в
условиях информационного общества.
Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к
учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – гибко
реагировать на социокультурные изменения среды.
Главный итог такой двухсторонней деятельности школы – создание
развивающей среды, способствующей интеллектуальному, духовному,
нравственному, физическому развитию и социализации ребенка.
Цель Программы развития: создание оптимальных условий для
социализации личностей учащихся, повышения уровня их образованности,
мотивация всех участников образовательного процесса на познавательную
активность и формирование стремления к самообразованию, саморазвитию и
самоопределению.
2.1. Основные идеи развития социально – ответственной школы
Приоритетные идеи, которые позволяют раскрыть сущность основных
направлений развития школы:
 идея обновления образовательного процесса посредством
модернизации основных компонентов образовательной практики
(содержания, условий, технологий).
 идея построения школы как открытого информационного
пространства.
 идея личностного роста всех участников образовательного процесса.
 идея построения здоровьесберегающей среды в школе.
 идея медико-социально-психолого-педагогического сопровождения
учащихся.
 идея воспитания сельского жителя через организацию
сельскохозяйственного производительного труда на базе ученической
трудовой бригады.

24

3. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Создание системы управления, диагностики и контроля реализации
Программы развития с целью обеспечения условий для ее реализации по
схеме:
Управляющий совет школы
Педагогический
совет

Совет родителей
Совет
старшеклассников

Методический Совет
ШМО

Классные

Классные
родительские
комитеты

коллективы

Информационноаналитический
Центр
Реализация
Программы
проходит
на
базе
постоянного
совершенствования ее концептуальной и методологической основы, это
живой процесс рождения новых идей и практических дел, результат
взаимодействия науки и практики, совершенствование процесса образования
в школе в соответствии с тенденциями развития образования в Свердловской
области.
Для своевременной корректировки плана мероприятий и оценки
результатов
Программы
необходимо
создание
информационноаналитического Центра, изучающего уровень обученности, мотивации,
сформированности общеучебных умений и навыков, здоровья детей.
Задачи информационно-аналитического Центра:
 психолого-педагогическое сопровождение программы развития школы;
 проведение психолого-педагогического мониторинга как диагностики;
 коррекционно-развивающая работа на основе диагностики;
 проведение психолого-педагогических консилиумов;
 разработка рекомендаций для коррекции плана проводимых
мероприятий.
3.1. Содержание и пути решения задач Программы развития
В соответствии с основными задачами развития школы Программой
предусмотрена реализация взаимосвязанных направлений:

25

Программа развития сформирована как совокупность направлений,
выстроенных для достижения обозначенных идей в рамках имеющихся
ресурсов.
Виды направлений, которые планируются реализовать
Модернизация содержательной и технологической сторон
образовательного процесса
Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех
участников образовательного процесса
Расширение школы как культурно-оздоровительного и
образовательного центра села
Здоровый образ жизни – основа успешной социализации личности
Интеграция ресурсов школы и сельского социума в формировании
жизнеспособной личности сельского школьника
Направление 1. Модернизация содержательной и технологической
сторон образовательного процесса.
Цель: совершенствование образовательного процесса, определяющего
личностный рост ученика и возможность его полноценного участия в
общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях
информационного общества.
Задачи
 обновление содержания школьного образования
 внедрение инновационных образовательных технологий
 создание системы предпрофильной подготовки
 внедрение новых способов оценивания учебных достижений учащихся на
начальной и старшей ступенях школы
2017
2018
2019
2020
Обновление содержания школьного образования
Активное введение проектной
деятельности в образовательный
процесс.
Разработка и описание методики
организации учебного исследования
и проектирования в старшем звене.
Совершенствование
системы
предпрофильной

26

подготовки.
Включение в содержание обучения методов самоконтроля и самооценивания
Разработка
Создание
Анализ,
системы
программы
обобщение
оценивания
психологорезультатов по
учебных
педагогического
направлению.
достижений
сопровождения
учащихся
учащихся
Направление 2. Создание условий, обеспечивающих личностный
рост всех участников образовательного процесса.
Цель: достижение положительной динамики развития личностных
качеств и ключевых компетенций учащихся и профессиональной
компетенции педагогов, способствующих общественной и профессиональной
жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Задачи:
 совершенствование и оформление технологии образовательного
сопровождения учащихся (тьюторство).
 создание системы мониторинга достижений учащихся.
 создание компьютерной системы сбора данных об образовательном
движении учащихся.
 в учебный процесс событийных образовательных режимов, отработка
способов управленческой поддержки.
 освоение современных систем оценивания достижений учащихся.
 реализация компетентностного подхода к обучению на всех ступенях
школы.
2017
2018
2019
2020
Совершенствование и оформление технологий образовательного
сопровождения учащихся (тьюторство)
Введение в учебный процесс
событийных образовательных
режимов, отработка способов
управленческой поддержки
Освоение современных систем
оценивания достижения учащихся
Создание
системы
мониторинга
достижений
учащихся
Создание компьютерной системы
сбора данных об образовательном
движении учащихся
Реализация компетентностного подхода к обучению на всех ступенях школы
Повышение квалификации педагогов по теме:
Анализ,

27

«Достижения современного качества образования
средствами индивидуальных образовательных программ

обобщение
результатов по
направлению.
культурно-оздоровительный
и

Направление
3.
Школа
как
образовательный центр села.
Тенденция на расширение функции школы от предоставления лишь
образовательных услуг к предоставлению разнообразных социальных услуг
жителям села. Родители испытывают недостаточность государственных
услуг, предоставляемых в сфере образования и социальной сфере. Школа
может приобрести большую значимость в глазах родителей и местного
сообщества, став своеобразным
культурно-оздоровительным и
образовательным центром.
Задачи:
 расширение спектра и повышение качества дополнительных
образовательных услуг.
 формирование традиций участия родителей, представителей местного
сообщества, предпринимателей в деятельности школы и её управлении.
 организация предшкольной образовательной ступени как части школы.
 реализация концепции «Школа полного дня».
2017
2018
2019
2020
Расширение спектра и повышение качества дополнительных
образовательных услуг.
Формирование традиций
участия родителей,
представителей местного
сообщества, предпринимателей
в деятельности школы и её
управлении.
Совершенствование
предшкольной
образовательной
ступени как части
школы.
Организация дополнительных образовательных услуг с
учетом возможностей сельского социума.

Анализ,
обобщение
результатов по
направлению.
Направление 4. Здоровый образ жизни – основа успешной социализации
личности.
Цель: совершенствовать комплекс мер, форм и методов организации
здоровьесберегающей деятельности школы.

28

Задачи:
 решить задачи культурно-просветительского характера здорового и
безопасного образа жизни;
 создать условия материально-технического обеспечения
здоровьесберегающих условий обучения школьников;
 оптимизировать учебный процесс с точки зрения здоровьесбережение и
социальной комфортности;
 организовать работу по формированию ценности здоровья и здорового
образа жизни.
 сформировать систему профилактики правонарушений, недопущению
преступлений среди учащихся школы;
2017
2018
2019
2020
Организация
Внесение изменений в инфраструктуру и условия
мониторинга
безопасности обучения на основе мониторинга.
инфраструктуры и
условий
безопасности
обучения.
Создания условия обучения в соответствии с требованиями ФГОС
нового поколения.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке и во
внеурочное время.
Коррекционная деятельность, социальное сопровождение (профилактические
мероприятия с учащимися и родителями).
Создание и
Анализ,
реализация курсов
обобщение
и программ
результатов по
профилактической
направлению.
направленности и
программ
безопасности
жизнедеятельности.
Направление 5. Интеграция ресурсов школы и сельского социума в
формировании жизнеспособной личности сельского школьника
Цель: разработать и экспериментально апробировать модель
интеграции ресурсов школы и сельского социума на основе сотрудничества в
контексте формирования качеств жизнеспособной личности сельских
школьников.
Задачи:
 выявить и сформировать актуальные качества жизнеспособной
личности современного сельского школьника в конкретных условиях
села Нижнеиргинское;

29

 систематизировать разработать и апробировать современные
традиционные и инновационные формы сотрудничества школы и
сельского социума, нацеленные на формирование жизнеспособности
личности учащихся;
 разработать и описать методические приёмы, средства, технологии
формирования жизнеспособности личности сельского школьника.
2017
Составление
программы
опытноэкспериментальной
работы по теме.

Мотивирование
институтов
сельского социума
на практическую
деятельность по
исследуемой теме.

2018

Разработка
диагностического
инструментария
мониторинга
изменяемых
переменных,
измерители
качеств
жизнеспособной
личности.
Выявление
актуальных
качеств
жизнеспособной
личности
сельского
школьника:
выпускника
Нижнеиргинской
СОШ.

2019
Моделирование
«идеальной»
личности
выпускника в
контексте
жизнеспособности.

2020
Разработка и
апробация
педагогически
х приемов,
средств,
технологий
формирования
жизнеспособн
ости личности
сельского
школьника.

Систематизация
направлений,
форм и способов
воспитания
качеств
жизнеспособной
личности в виде
модели
интеграции
ресурсов школы и
сельского
социума.
Разработка и
апробация
традиционных и

Анализ,
обобщение и
популяризация
результатов
опытноэкспериментал
ьной работы
по теме
исследования.

30

инновационных
форм
взаимодействия
школы и сельского
социума,
нацеленных на
формирование
качеств
жизнеспособности
учащихся.
Ожидаемые результаты реализации программы развития
Реализация программы позволит сформировать целостную открытую
социально-педагогическую систему, способную создать комплексное
образовательное пространство для развития и саморазвития учащихся.
Школа для выпускников должна стать школой:
 кругозора;
 культуры;
 развития;
 творчества;
 традиций;
 здорового образа жизни.
В результате реализации программы школа должна получить нового
педагога, интегрирующего в себе учителя образовательной области знаний,
воспитателя, психолога, новатора.
Целенаправленно реализуя все положения программы, школа выпустит
в жизнь выпускника, способного к следующему:
 адаптации и самореализации в изменяющихся экономических и
социокультурных условиях;
 сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в
неблагоприятных условиях жизни и труда;
 осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей региона,
а также своими интересами и способностями;
 творческому решению задач взаимосвязи традиций и инноваций в
жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье;
 продолжению
образования,
самообразованию,
устойчивому
саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в
жизнедеятельности.
 сформированы качества жизнеспособной личности сельского школьника.
 рост уровня удовлетворенности результатами образования:
учеников - возможностями для самореализации, обучения и общения;
степенью готовности к решению социальных и личностных проблем;

31

родителей – комфортностью образовательной среды, качеством условий
организации образовательного процесса, поддержкой со стороны
администрации, педагогов, подготовкой учащихся к продолжению
образования;
социума – качеством просветительской, социокультурной деятельности
ОУ, степенью участия представителей ОУ (учащихся, членов
педагогического коллектива) в совместных акциях и проектах, направленных
на развитие социокультурной среды села, района.
4. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Количественные показатели
Качественные показатели
1. Количество выпускников школы,
1. Соответствие образовательных и
поступивших в вузы.
учебных программ современным
2. Динамика промежуточной и
образовательным стандартам.
итоговой аттестации.
2. Эффективность применения новых
3. Количество победителей и
образовательных технологий.
призеров предметных олимпиад.
3. Соответствие программ
4. Количество авторских программ
факультативов и занятий по
учебных курсов, спецкурсов.
выбору образовательным
5. Категорийность учителей школы.
потребностям обучающихся и
6. Укомплектованность школы
программам основного
молодыми кадрами.
образования.
7. Периодичность повышения
4. Возможность выбора
квалификации учителей.
образовательного маршрута
8. Количество обучающих семинаров
(предпрофиля)
на базе школы.
старшеклассниками.
9. Показатели диагностики
5. Степень открытости
удовлетворенности участников
образовательной среды:
образовательного процесса.
 использование
10. Динамика заболеваемости и
социокультурного пространства
травматизма.
Красноуфимского округа и
11. Количество новых поступлений в
Свердловской области.
библиотеку, медиатеку.
 партнерство с учебными
12. Количество кабинетов, оборузаведениями г. Красноуфимска
дованных современными ТСО.
и школами Юго-Западной
13. Количество компьютеров на
территории области.
одного учащегося, количество
6. Степень развитости общественного
часов доступа в Интернет,
управления школы.
оснащенность мультимедийными
7. Личностные и профессиональные
средствами обучения
достижения выпускников, их
14. Количество выпускников,
участие в жизни школы, сельского
подтвердивших итоговые отметки
социума.
результатами ЕГЭ.
15.Количество выпускников,

32

получающие аграрное
образование, права тракториста.
5. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛ
Все результаты деятельности школы предъявляются образовательному
сообществу через публичный доклад директора школы на конференции
школы, заседании Управляющего совета школы. Обобщение опыта работы
школы
проходит
на
семинарах
(методических,
проблемных,
информационных и т.д.) разного уровня школьных, районных, в конкурсах
образовательных учреждений. Определенные достижения по реализации
программы развития школы закрепляются в аттестации образовательного
учреждения, аттестации педагогических и руководящих работников,
итоговой аттестации выпускников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».