Рабочая программа воспитания

Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нижнеиргинская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ
начального общего образования
на 2023 – 2024 учебный год

с. Нижнеиргинское, 2023 год

Пояснительная записка.
Рабочая программа воспитания:
- предназначена
для
планирования
и
организации
системной
воспитательной деятельности в образовательной организации;
- разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
управления образовательной организацией, в том числе советов
обучающихся, советов родителей (законных представителей);
- реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками
образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
- предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы,
правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на
основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
- предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
Целевой раздел.
Содержание воспитания обучающихся в МАОУ «Нижнеиргинская СОШ»
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных)
норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации.
Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся
включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий
народов России.
Воспитательная деятельность в ОО планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Цель воспитания обучающихся в образовательной организации:
- развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства;
- формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе
и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
- усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально
значимых знаний);

- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных
социальных отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных
программ включают:
- осознание российской гражданской идентичности;
- сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности;
- сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в ОО планируется и осуществляется на
основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,
системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом
принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания,
совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности,
инклюзивности,
возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям
воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся
руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт
деятельности на их основе, в том числе в части:
1) гражданского
воспитания,
способствующего
формированию
российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан
Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения
к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры.
2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности.
3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности,
доброты,
милосердия,
справедливости,
дружелюбия
и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4) эстетического
воспитания,
способствующего
формированию
эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства.

5) физического воспитания, ориентированного на формирование
культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие
физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях.
6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7) экологического
воспитания,
способствующего
формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей,
навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов
и общественных потребностей.
Целевые ориентиры результатов воспитания.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования.
Гражданско-патриотическое воспитание:
- знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине – России, её территории, расположении;
- сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам;
- понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины – России, Российского государства;
- понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и
защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
- имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
- принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
- уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные
ценности
с
учётом
национальной,
религиозной
принадлежности;
- сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
- доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический
и моральный вред другим людям, уважающий старших;
- умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки;

- владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с
людьми разных народов, вероисповеданий;
- сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание:
- способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей;
- проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре;
- проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни,
в том числе в информационной среде;
- владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе;
- ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом;
- сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учётом возраста.
Трудовое воспитание:
- сознающий ценность труда в жизни человека, семьи,
- ;проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление
- проявляющий интерес к разным профессиям;
- участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание:
- понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду;
- проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
- выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
Ценности научного познания:
- выражающий познавательные интересы, активность, любознательность
и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке;
- обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой и неживой природы, о науке, научном знании;

- имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации
и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях
знания.
Содержательный раздел.
Уклад образовательной организации.
Воспитание в школе – это процесс формирования личности ребенка, в
котором непосредственно участвуют педагоги школы, школьники и их родители
и социум. Основные принципы сотрудничества педагогов и детей, которые
неукоснительно соблюдает наша школа, обеспечивают:
- соблюдение законности и прав детей и их семей;
- создание безопасной и психологически комфортной образовательной
среды как для детей, так и для взрослых;
- создание детско-юношеских объединений;
- развитая система воспитания, основу которой составляет методика
коллективно-творческих дел (КТД);
- системность, целесообразность и оригинальность воспитательных
мероприятий.
Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие:
- Стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- Важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
- В школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- В проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- Педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений,
на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
- Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Реализуемые
воспитательные
практики,
определяющие
«уникальность» общеобразовательной организации:
1) Воспитательная система школы, значимую роль в которой играет совет
старшеклассников «Коммунары» и система самоуправления на уровне классных
коллективов;
2) Школа является традиционным организатором воспитательных
событий на уровне района: сборы ученического актива «Снежинка» проводятся
по инициативе и на базе Нижнеиргинской школы более 30 лет;
3) Практический день как форма организации целенаправленной

системной работы по развитию проектной деятельности школьников позволяет
интегрировать содержание урочной и внеурочной деятельности;
4) Обеспечение 100% охвата внеурочной деятельностью всех категорий
обучающихся за счет профессионального ресурса педагогов школы;
5) Модель сотрудничества с родителями обучающихся, построенная на
установлении конструктивных отношений и целенаправленной организации
совместной деятельности по развитию школьного уклада.
Значимые для воспитания проекты и программы, в которых
участвует общеобразовательная организация:
С 2019 года значимым направлением деятельности Совета
старшеклассников «Коммунары» на внешкольном уровне является участие в
областном сетевом проекте ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» «Уральская
академия лидерства». Целью данного проекта, который территориально
объединяет лидерские команды более чем из 20 территорий Свердловской
области, является создание информационных и организационно-методических
условий для взаимодействия детских общественных объединений и развития
лидерского движения путём использования инновационных и информационнокоммуникационных технологий в практике детского самоуправления.
Проект реализуется ежегодно Дворцом молодежи (г. Екатеринбург).
Команды, принимающие участие в нем участие, распределяются по лигам
(юниор, премьер и высшая лиги) и имеют возможность переходить из одной
лиги в другую по итогам участия в мероприятиях академии. Мероприятия
проекта распределены и проводятся в течение всего учебного года. Есть
традиционные события (например,: конкурс моделей самоуправления «Вектор
успеха», конкурс проектных работ «Персона» и т.д.), а также акции, флешмобы
тематика и направленность, которых меняются. Кроме того, проект
предполагает события, направленные на развитие навыков самоуправления и
лидерских качеств школьников: ежегодные выездные сборы, образовательные
интенсивы, тематические летние смены в ЗОЦ «Таватуй».
Участие
в
проекте
дает
возможность
участникам
совета
старшеклассников динамично развивать систему самоуправления школы в
целом, а также позитивно влияет на формирование лидерских качеств каждого
из членов команды, способствует самосовершенствованию активистов в
различных областях развивающей практикоориентированной деятельности
(творческая,
исследовательская
социально-ориентированная
работа,
деятельность по самопрезентациии др.) и т.д.
Социальные партнёры общеобразовательной организации:
В своей деятельности МАОУ «Нижнеиргинская СОШ» сотрудничает на
постоянной основе с Нижнеиргинским территориальным отделом, сельским
домом культуры и музеем боевой славы села. Кроме того, к социальным
партнерам школы можно отнести МОУО МО Красноуфимский округ, комитет
по физкультуре, спорту и молодежной политике администрации МО
Красноуфимский округ, Красноуфимский районный центр дополнительного
образования
детей,
Красноуфимскую
районную
территориальную
избирательную комиссию, команду областного сетевого проекта «Уральская
академия лидерства» (ГАНОУ СО «Дворец молодежи» (г. Екатеринбург). А
также подрядные организации, которые на договорной основе обеспечивают

охрану и антитеррористическую защищенность здания школы, и другие
учреждения.
Источники положительного или отрицательного влияния на детей.
Проблемы школы схожи с проблемами многих образовательных
учреждений:
- рост количества детей с различными психофизическими отклонениями и
отсутствие условий для должного медицинского контроля за здоровьем
учащихся;
- понижение жизненного уровня семей учащихся (безработица,
неофициальная занятость);
- равнодушие части родителей к вопросам воспитания и (или) отсутствие
необходимого уровня педагогических знаний о воспитании.
В педагогическом составе: одинаковое соотношение учителей с большим
опытом педагогической практики и педагогов с достаточно высоким уровнем
творческой активности, профессиональной инициативы. В педагогической
команде есть квалифицированные специалисты, необходимые для
сопровождения всех категорий обучающихся в школе. Педагоги школы
уделяли всегда и уделяют в настоящее время значительное внимание развитию
учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной
деятельности с детьми. Педагоги - основной источник положительного влияния
на детей, грамотно организуют образовательный процесс, о чем
свидетельствуют позитивная динамика результатов деятельности по качеству
обеспечиваемого образования.
Большинство педагогов имеют чёткое представление о нормативнометодических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о
своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности.
Администрацией создаются условия для профессионального роста
педагогов в сфере воспитания (курсы повышения квалификации,
интерактивные обучающие семинары и совещания). Разработаны и пошагово
внедряются критерии оценки качества деятельности классных руководителей
со своими воспитанниками.
Возможные отрицательные источники влияния на детей - социальные
сети, компьютерные игры, а также отдельные родители с низким
воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием и
организацией досуга своего ребёнка.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
Урочная деятельность
Реализация
воспитательного
потенциала
уроков
в
МАОУ
«Нижнеиргинская СОШ» предусматривает:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;

- включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов
воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения
к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик,
дискуссий,
дающих
возможность
приобрести
опыт
ведения
конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить
отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу
общеобразовательной организации,
установление и поддержку
доброжелательной атмосферы;
- организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование
и
поддержку
исследовательской
деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность в образовательной организации организуется по
направлениям развития личности, определяемым образовательным стандартом:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
преимущественно осуществляется через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для
своего личностного развития социально значимые отношения, получить
опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых традиций и т.д.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности:
- информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной
и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник,
первый урок);
- занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы
предпринимательства);
- занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для
сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном
уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического
просвещения);
- занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии;
- занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся.
Классное руководство
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с
учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся
или их законными представителями.
Работа с классом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении
и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной,
трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой, профориентационной направленности), позволяющие с
одной стороны, вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и
тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой,
установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса,
стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в
обществе;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах
уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной
позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой
проблеме, создания благоприятной среды для общения;
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы, организуемые классными
руководителями и родителями, выездные экскурсии, празднования в
классе дней рождения детей, внутриклассные «огоньки» и вечера,

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного
участия в жизни класса;
выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх,
погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам;
результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе
учителями;
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями,
выбора профессии, ВУЗа и дальнейшего трудоустройства, успеваемости
и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно
стараются решить;
индивидуальная работа со школьниками класса (в том числе через
заполнение ими личных портфолио, в которых дети фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные, личностные достижения).
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися
класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное
поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников,
увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся:
регулярное информирование родителей (законных представителей) о
школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
помощь родителям (законным представителям) обучающихся в
регулировании
отношений
между
ними,
администрацией
образовательной организации и учителями-предметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
обучающихся (в том числе в дистанционном формате);

- создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей.
Основные школьные дела
Введение основных дел в жизнь школы помогает преодолеть
мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий,
организуемых педагогическими работниками для учеников. Вовлечение
обучающихся в ключевые общешкольные мероприятия способствует
поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных
межличностных отношений между педагогическими работниками и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
Основные дела - это главные традиционные общешкольные дела,
мероприятия, организуемых педагогами для детей и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно с детьми. Это
комплекс коллективных творческих дел, объединяющих учеников вместе с
педагогами в единый коллектив. В этих делах и мероприятиях принимают
участие все школьники.
Коллективные творческие дела – это не «воспитательные мероприятия» в
привычном виде: сущность и воспитательные возможности КТД неизмеримо
глубже и богаче. Каждое коллективное творческое дело есть проявление
практической заботы школьников и педагогов об улучшении окружающей и
своей жизни.
Коллективное творческое планирование, коллективные творческие дела –
познавательные, трудовые, организаторские, спортивные – это то, что делает
общую жизнь старших и младших школьников насыщенной и разносторонней.
Здесь и забота о своем коллективе, и друг о друге, и об окружающих людях.
Поэтому это дело, жизненно важное, общественно необходимое дело. Оно –
коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается
совместно школьниками и педагогами – как младшими, так и старшими. Оно творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается
каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств
решения определенных жизненно важных задач.
В течение всего учебного года в школе реализуются следующие
коллективно творческие дела (КТД), которые можно назвать ключевыми:
- КТД «День дублера», посвященный Дню учителя (октябрь);
- КТД «День рождения школы» (ноябрь);
- Муниципальные сборы актива «Снежинка» (ноябрь);
- Месячник патриотического воспитания, посвященный 23 февраля
(февраль);
- Сборы учебы школьного актива «Веснянка» (март);
- Общественная презентация деятельности школы за год «Ура, каникулы!»
(май) и другие.
Через
коллективную
деятельность
происходит
развитие
коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят,
самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, миру.
Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и
взрослых, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. В
образовательной организации используются следующие формы работы.

На внешкольном уровне это проводимые для жителей села и
организуемые совместно с социальными партнерами и родителями учащихся
спортивные, творческие состязания, праздники и др., которые открывают
возможности для творческой самореализации школьников и включают их в
деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне это общешкольные праздники - ежегодно
проводимые творческие дела и мероприятия (театрализованные, музыкальные,
литературные и т.п.), связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами, как на уровне школы, так и на уровне села, региона,
России, в которых участвуют все классы школы;
Церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это
способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных
межличностных отношений между педагогами и воспитанниками,
формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
- Выбор и делегирование представителей классов в общешкольные органы
самоуправления, в Малые группы по подготовке общешкольных
ключевых дел;
- Участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел и
итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов
дела;
- Участие в организации и проведении мероприятий и дел, направленных
на сплочение класса.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: активный участник, инициатор,
организатор, лидер;
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел и
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения
и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими
и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;При
необходимости
- поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в
совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка.
Организация предметно-пространственной среды
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы.
Воспитательная работа по реализации модуля:
Содержание и виды деятельности
Формы деятельности

Формирование наглядными
средствами положительных
установок, обучающихся на учебные
и внеучебные занятия
Размещение на стенах школы
регулярно сменяемых экспозиций для
расширения представлений о
разнообразии эстетического
осмысления мира
Проявление фантазии и творческих
способностей, создающих повод для
длительного общения классного
руководителя со своими
обучающимися;
Оформление пространства
проведения конкретных школьных
событий

Оформление интерьера школьных
помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, залов и т.п.) и их
периодическая переориентация Выставки творческих работ
обучающихся; картин определенного
художественного стиля фотоотчетов
об интересных школьных событиях
или в связи с памятными
(юбилейными) датами.
Совместное благоустройство
классных кабинетов силами
педагогов, учащихся и их родителей
Событийный дизайн праздников,
сборов, торжественных линеек,
творческих проектов, выставок,
собраний, конференций и т.п.
Символика школы: гимн школы, герб
школы и т.п.

Совместная с обучающимися
разработка, создание и популяризация
особой школьной символики,
используемой как в школьной
повседневности, так и в
торжественные моменты жизни
образовательной организации
Благоустройство различных участков
Ежегодное благоустройство
пришкольной территории
территории и разбивка клумб, а также
участие в конкурсах и творческих
проектов данной направленности.
Акцентирование внимания
Стенды, плакаты, тематические
обучающихся посредством элементов
инсталляции и фотозоны.
предметно-эстетической среды на
важных для воспитания ценностях
школы, ее традициях, правилах.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Взаимодействие с родителями или законными представителями
школьников осуществляется для более эффективного достижения цели
воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в
данном вопросе. Школа и семья – два важнейших института, которые должны
дополнять друг друга. Главными задачами модуля являются оказание помощи
семье в воспитании детей, психолого-педагогическое просвещение семей,
коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи.
Система работы с родителями в Нижнеиргинской имеет в своей основе
установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в
непрерывное взаимодействие школы и семьи.
Основными принципами, которые положены в основу системы работы с
родительской общественностью, являются доверие, открытость и прозрачность.

В рамках реализации данных принципов работа реализуется на 3 уровнях:
школа, классный коллектив, индивидуальное сопровождение.
На индивидуальном уровне взаимодействие с родителями (законными
представителями) предполагает:
- участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутри классных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей (законных представителей).
Практика показывает, что родители, которые не имеют знаний в области
педагогики, психологии и привития навыков здорового образа жизни,
испытывает трудности в установлении контактов с детьми. Индивидуальное
сопровождение таких родителей создает условия для восполнения этих
пробелов, приобретения необходимых знаний и навыков. Кроме того,
обязательно сопровождаются социально-опасные семьи, где родители склонны
к девиациям (две семьи состоят на учете ТКДНиЗП).
В зависимости от целей субъектами взаимодействия выступают классные
руководители,
социальный
педагог,
педагог-психолог,
представители
уполномоченных органов. С родителями проводятся тематические встречи,
беседы по повышению педагогической культуры, индивидуальные
консультации, посещения на дому, что помогает лучше познакомиться с
условиями жизни, материальным положением семьи. К одному из результатов
такой работы можно отнести отсутствие в течение многих лет обучающихся,
состоящих на персонифицированном учете в ПДН ОВД, ТКДН и ЗП.
Выстраивая работу на уровне классных коллективов, педагоги стремятся
показать родителям, насколько они важны для осуществления полноценного
процесса воспитания и обучения. Основными субъектами взаимодействия со
стороны школы здесь выступают классные руководители и социальный педагог.
Это позволяет сформировать единство требований к учащимся, достичь
согласованности действий (законы, защищающие семью и ребенка,
психологические особенности ребенка) и взаимодополнения влияний
(авторитет родителей и личность учителя).
Кроме того, на уровне класса:
- осуществляется деятельность классных родительских комитетов,
участвующих в решении вопросов воспитания и социализации детей их
класса;
- организуются классные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения важных и острых проблем обучения и воспитания
обучающихся класса;
- ведутся социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психологов и педагогов.
На уровне школы используются такие формы работы, которые
обеспечивают наибольший охват родительского коллектива.
К активным системным формам взаимодействия можно отнести
общешкольное родительское собрание (в очном или в дистанционном формате),

участие представителей родительской общественности в управлении
образовательным учреждением через Наблюдательный совет и Совет родителей
(обновление состава проводится в сентябре).
А также проводятся:
- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе
учебно-воспитательного процесса в образовательной организации (чаще
всего, в рамках общественной презентации деятельности школы);
Осуществляется сопровождение родителей (законных представителей)
через социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие
родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются
виртуальные консультации психологов и педагогов.
Кроме того, в течение учебного года осуществляется привлечение
родителей к участию в изучении общественного мнения по вопросам,
связанным с осуществлением воспитательной работы на уровне школы и иным
диагностическим и социологическим исследованиям, направляемым МОиМП
СО, ИРО СО, МОУО МО Красноуфимский округ, к участию в открытых
онлайн-мероприятиях Свердловского областного родительского комитета
(https://vk.com/copk66).
Через раздел сайта «Родительское просвещение» в системе реализуется
распространение актуальной информации и профилактических материалов об
обязанностях и юридической ответственности родителей (законных
представителей).
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Самоуправление
Модель и структура ученического самоуправления в МАОУ
«Нижнеиргинская СОШ» формировались с учетом актуальных запросов
времени, возможностей организации воспитательной деятельности в условиях
сельской местности, а также на основе существующего уникального опыта
развития ученического самоуправления в нашей школе.
Самоуправление рассматривается нами как один из основных принципов
деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном
участии школьников в руководстве делами класса и школы. На наш взгляд,
самоуправление предполагает, что его члены обладают реальными правами и
несут реальную ответственность за свою работу.
Ученическое самоуправление - это составная часть управленческого
процесса школы, предоставляющая собой деятельность обучающихся,
способствующую успешной жизни школы и саморазвитию личности в ней.
Именно школьное ученическое самоуправление как сложная система
взаимоотношений создает условия, в результате которых развивается
способность коллектива самостоятельно ставить цели и реализовывать их.
В нашей школе самоуправление - не цель, а средство воспитания.
Имеющийся опыт убеждает в том, в самоуправлении главное не органы, а
деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.
На наш взгляд, оптимальной методикой, способствующей развитию
ученического самоуправления, является методика коммунарского движения

И.П. Иванова.
Коммунарская методика - это система условий, методов, приёмов и
организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и
творческое развитие коллектива на принципах гуманизма. В данной методике
разрабатываются механизмы включения детей в целеполагание, в отношения
творческого сотрудничества, в поиск способов, помогающих коллективу и его
членам достигать наилучших результатов.
Реализация
принципов
коммунарской
методики
способствует
формированию модульно-динамической модели школьного самоуправления,
опирающейся на практику коллективного творческого воспитания (А.С.
Макаренко, И.П. Иванов).
Даннаямодель:
- выдвигает на первый план систему временных организационных групп и
поручений для решения конкретной задачи в относительно ограниченные
промежутки времени;
- предполагает весьма интенсивное чередование позиций (организация,
руководство, исполнение) для каждого школьника и создает наполненный
деятельностью тип отношений, более разнообразный опыт социального
поведения;
- привязана к личным интересам и возможностям учащихся во временных
организационных группах, созданных под какую-то конкретную
деятельность.
Деятельность школьного коллектива строится и ведется в разных
направлениях: учеба, труд, спорт и укрепление здоровья, общение, туризм и
краеведение, общественно-полезная работа и др.
Модель ученического самоуправления в нашей школе опирается на:
- реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся;
- финансовую обеспеченность школы
- основные нормативные документы школы;
- сохранение и приумножение школьных традиций.
Отличительными признаки данной модели являются:
- простота внедрения проекта в жизнь;
- опора на принципы жизнедеятельности коммунарской методики;
- вовлечение в процесс самоуправления детей разных возрастных групп;
- преемственность между начальной и основной школой.
Модель ученического самоуправления – Совет старшеклассников в
своей деятельности предусматривает развитие активной социальноориентированной позиции, позволяет каждому школьнику познакомиться с
функционированием различных уровней властных структур, средств массовой
информации, а также проявить себя в сфере культурной и общественной
деятельности. Данная модель ученического самоуправления, включена в общую
систему самоуправления школы.
Описание модели: административная модель – Совет старшеклассников формально-правовое
самоуправление,
основанное
на
требованиях
законодательных и локальных актов. Участники образовательного процесса
реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами
общеобразовательного учреждения и местного сообщества.
Система школьного самоуправления представляет трехуровневую ступень.

Первый уровень - классное ученическое самоуправление,
Второй - ученическое самоуправление,
Третий - школьное самоуправление.
Первые два уровня самоуправления составляют структуру ученического
самоуправления. Каждый ученик класса может входить в тот или иной орган
самоуправления класса, школы, может быть избран руководителем того или
иного органа.
Иерархия органов ученического самоуправления:
Общий коммунарский сбор - высший орган самоуправления, в состав
которого входят все обучающиеся, выпускники-коммунары, педагоги.
- данный элемент ученического самоуправления является наиболее важным
органом самоуправления. Собрание рассматривает и принимает
стратегические управленческие решения. Последние определяют
жизнедеятельность коллектива учащихся, перспективы его развития.
Собрание проводится на основе принципов демократизации, гуманизма,
равноправия и гласности.
- общий сбор организуется 1 раз в четверть, иногда по необходимости.
Участие членов коллектива в работе сбора в нашей школе
рассматривается не только как право, но и как обязанность. Это
обусловлено тем, что собрание выступает в качестве законодательного
органа образовательного учреждения, тем самым, отражая общественное
мнение и атмосферу конкретного коллектива.
- одним из основных полномочий собрания является формирование
исполнительных органов ученического самоуправления.
Совет старшеклассников «Коммунары». В нашей школе исполнительным
органом является Совет старшеклассников, который создается для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы
Члены Совета старшеклассников избираются из числа наиболее активных
учащихся, а также за счет делегированных, то есть уполномоченных,
первичных коллективов. В состав Совета может быть избран любой член
коллектива, кандидатуру которого предложили члены коллектива. В Совет
старшеклассников входят по 3 представителя от обучающихся 8-11 классов.
Главное назначение этого органа состоит в том, что он регулирует
жизнедеятельность коллектива в период между общими коммунарскими
сборами и проводит в жизнь принятые решения.
Совет старшеклассников «Коммунары» на уровне школы:
- координирует деятельность всех органов и объединений учащихся,
планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;
- организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает
дисциплину и порядок в школе;
- устанавливает шефство старшеклассников над малышами;
- готовит и проводит сборы школьных активов МО Красноуфимский округ
«Снежинка» и сборы друзей «Веснянка»;
- организует выпуск школьной газеты;
- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
- заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов;
- решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об

ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;
- организует соревнование между классами и рабочими органами
самоуправления, подводит итоги.
Профильные Советы.
При исполнительном органе (Совете старшеклассников) создаются
рабочие органы самоуправления - постоянные профильные Советы.
Они инициируют и организуют проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов и т.п.), представители Советов отвечают за проведение тех или
иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций.
Микро-коллективы Советов планируют и организуют деятельность
учащихся по конкретному направлению, анализируют и оценивают результаты
общей деятельности.
В профильные советы входят члены Совета старшеклассников,
проявившие инициативу реализовать себя в определенном виде деятельности.
Совет
Ключевая задача
Совет дела
Подготовка и реализация коллективных творческих дел и
иных событий, направленных на развитие лидерских и
творческих способностей обучающихся.
Совет настроения Создавать
позитивный
эмоциональный
настрой,
атмосферу доброжелательности и взаимной поддержки,
с
помощью
коллективных
акций,
сюрпризов,
неожиданных поздравлений и т.д.
Совет информации Информирование о значимых и интересных событиях,
активное информационное пространство посредством
творческих усилий коллектива: фото-репортажи,
создание стенных газет, новостные впуски и иные
медийные продукты.
Совет труда и
Создавать условия для организации и осуществления
спорта
спортивно-массовых дел и общественно-значимой
деятельности (трудовой десант, субботники).
Сплочению школьного коллектива способствует не только совместная
работа школьников в органах самоуправления, но и то, что вместе с детьми в
эту работу включаются и взрослые. Члены педагогического коллектива
являются кураторами Советов. В культурно-массовых и спортивных
мероприятиях учителя и родители выступают совместно с детьми, оставляя им
ведущие роли.
В нашей школе педагоги - кураторы стараются оказывать консультативное,
тьюторское
сопровождение
деятельности
органов
ученического
самоуправления.
Председатель Совета старшеклассников:
- организует
стратегическое
планирование
деятельности
Совета
старшеклассников;
- определяет повестку дня и председательствует на заседаниях Совета
старшеклассников;
- организует
работу
по
согласованию
деятельности
Совета
старшеклассников
с
администрацией
школы,
методическими
объединениями и другими органами, существующими в школе;

- по согласованию с заместителем директора по ВР определяет
окончательные кадровые составы профильных Советов;
- координирует работу профильных Советов;
- осуществляет контроль исполнения решений Советов старшеклассников.
Актив класса. В актив класса входят выбранные классом учащиеся,
имеющие желание работать в активе, быть в центре школьной жизни.
Актив класса представляет интересы класса в общешкольных делах и
призван координировать его работу с работой общешкольных органов
самоуправления.
Актив класса имеет следующие функции: организация и проведение
классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других
мероприятий; анализ деятельности своих членов; подготовка предложений
членов классного коллектива в вышестоящие органы школьного
самоуправления.
Классное
ученическое
собрание
обсуждает
все
вопросы
жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие
решения. Именно на собраниях, обеспечивается каждому школьнику право
участия в обсуждении и принятия решений по вопросам деятельности
коллектива. Классное собрание является наиболее гибкой и доступной формой
привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных
собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности
классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы
ученического актива, заслушивание отчетов о выполнение решений класса
отдельными учениками.
Результаты:
При целенаправленной работе в рамках выбранной нами модели
ученического самоуправления можно добиться следующих результатов:
- повышение интереса всех субъектов образовательного процесса к
школьной жизни;
- улучшение взаимоотношений в школьном коллективе;
- роста количества активистов не только в школе, но и в других
образовательных организациях МО Красноуфимский округ;
- улучшение психологического климата в коллективе.
Детские объединения
Действующее
на базе
образовательной организации
детские
общественные объединения - это добровольные и целенаправленные
формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на
основе общности интересов для реализации общих целей. Воспитание в
детских общественных объединениях осуществляется через:
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов
объединения, подотчетность выборных органов; ротация состава
выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить
социально значимый опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать,

умение общаться, слушать и слышать других (такими делами могут
являться: посильная помощь, оказываемая школьниками селу и его
жителям и др.);
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами,
чувство причастности к тому, что происходит в объединении;
- участие членов детских общественных объединений в волонтерских
акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального
окружения в целом. Это может быть как участием школьников в
проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер,
так и постоянной деятельностью обучающихся.
В МАОУ «Нижнеиргинская СОШ» действуют следующие основные
детские объединения:
Название
Класс
Содержание деятельности
Волонтерский
7-11
В МАОУ «Нижнеиргинская СОШ» с 2018
отряд «Горячие
класс
года
осуществляет
деятельность
сердца»
ы
волонтерский отряд «Горячие сердца», в
который входят обучающиеся с 7 по 11
классы и педагогические работники школы.
Деятельность
волонтерского
отряда
направлена на создание условий и
реализация в общественно-полезной и
социально-значимой
деятельности
на
уровне школы и села Нижнеиргинское.
Основные направления деятельности:
- гражданско-патриотическое;
- экологическое;
- социально-педагогическое.
Волонтерство - это участие обучающихся в
общественно-полезных делах, деятельности
на благо конкретных людей и социального
окружения в целом. Волонтерство позволяет
школьникампроявитьтакиекачествакаквним
ание,забота,уважение.Волонтерствопозволя
етразвиватькоммуникативную
культуру,
умение общаться, слушать и слышать,
эмоциональный
интеллект,
умение
сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства
реализуется следующим образом:
посильная
помощь,
оказываемая
школьниками
пожилым
людям,
проживающим в селе;
привлечение обучающихся к совместной
работе с учреждениями социальной сферы
(детский сад, центр социальной помощи
семье и детям и т.д.);
участие обучающихся (с согласия родителей

Первичное
отделение РДДМ
(российского
движения детей и
молодёжи)

3-6
классы

(законных представителей) к сбору помощи
для нуждающихся и т.д.
Деятельность школьного отделения РДДМ
направлена на воспитание подрастающего
поколения, развитие детей на основе их
интересов и потребностей, а также
организацию
досуга
и
занятости
школьников.
Участником
школьного
отделения РДДМ может стать любой
школьник старше 8лет. Дети и родители
самостоятельно принимают решение об
участии в проектах РДДМ. РДДМ развивает
социальную
направленность
личности
обучающегося, привлекает школьников к
различным видам активности, формирует
благоприятный микроклимат для детей в
школе, семье, ближайшем социальном
окружении.
Воспитание,
в
рамках
деятельности
первичного
отделения
РДДМ,
осуществляется
через
следующие
направления, выбранные общим собранием
как приоритетные:
Личностное
развитие-участие
в
районных, региональных или российских
творческих конкурсах: рисунка, вокала,
ораторского мастерства, дающих детям
возможность получить важный для их
личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям,
своей школе, обществу в целом; развить в
себе такие качества как забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться,
слушать и
слышать других; на
популяризацию профессий направлены
уроки «ПроеКТОрия»; любовь к здоровому
образу жизни прививается на соревнованиях
«Веселые старты», ГТО;
Гражданская активность - волонтеры
участвуют в мероприятиях, посвященных
Победе и другим событиям, отправляются в
социальные и экологические рейды и
десанты; оказывают посильную помощь
пожилым людям; осуществляют совместную
работу с учреждениями социальной сферы
(проведение культурно-просветительских и
развлекательных
мероприятий
для
посетителей этих учреждений, помощь в

благоустройстве
территории
данных
учреждений и т.п.), дающих ребенку
возможность получить социально значимый
опыт гражданского поведения.
Основными формами деятельности членов
РДДМ являются:
участиевдняхединыхдействийивсовме
стныхсоциальнозначимыхмероприятиях;
коллективно-творческая деятельность,
забота о старших и младших;
информационно-просветительские
мероприятия;
разработка
и
поддержка
инициативных проектов, обучающихся и др.
Профилактика и безопасность
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности
в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в
общеобразовательной организации предусматривает:
- организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
общеобразовательной организации эффективной профилактической
среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия
успешной воспитательной деятельности;
- проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и др.);
- проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп
риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т.
д.);
- разработку и реализацию профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия;
- вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, 30
программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном
окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами
(антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в
деструктивные детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры,
группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на
транспорте,
на
воде,
безопасности
дорожного
движения,
противопожарной
безопасности,
антитеррористической
и
антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.);
- организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;

- профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания
(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества,
деятельности
(в
том
числе
профессиональной,
религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);
- предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной
организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение,
криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
- профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные
дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.)
Социальное партнёрство
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
предусматривает:
- участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного
плана воспитательной;
- участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных
уроков,
внеурочных
занятий,
внешкольных
мероприятий
соответствующей тематической направленности;
- проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
- реализация
социальных проектов,
совместно разрабатываемых
обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнёрами
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д.
направленности, ориентированных на воспитание обучающихся,
преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Профориентация
Совместная деятельность педагогов и школьников по «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и
консультирование
по
проблемам
профориентации,
организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога
и ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности.
Создавая
профориентационно-значимые
проблемные
ситуации,
формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
вне профессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
- профориентационные часы общения, направленные на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение
кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять

определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах
профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках
той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия территории, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии (в том числе в онлайн формате);
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, профориентационных
лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных
заведениях и вузах (в том числе в онлайн формате);
- совместное с педагогами (чаще всего с классными руководителями)
изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий,
прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение
онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования (например, через ресурс «Проектория» или участие во
всероссийском проекте «Билет в будущее»);
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей
по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;
- освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или
в рамках курсов внеурочной деятельности (Например, курс «Мир
профессий» для 6-9 классов, курс «Моя профессиональная карьера» для
10-11 классов).
Организационный раздел.
Кадровое обеспечение.
Команда администрации: квалифицированные, имеющие достаточно
большой управленческий опыт руководители;
В педагогическом составе: одинаковое соотношение учителей с большим
опытом педагогической практики и педагогов с достаточно высоким уровнем
творческой активности, профессиональной инициативы. В педагогической
команде
есть квалифицированные
специалисты,
необходимые
для
сопровождения всех категорий обучающихся в школе.
Педагоги школы уделяли всегда и уделяют в настоящее время
значительное внимание развитию учащихся, совершенствованию и обновлению
внеклассной воспитательной деятельности с детьми. Педагоги - основной
источник положительного влияния на детей, грамотно организуют
образовательный процесс, о чем свидетельствуют позитивная динамика
результатов деятельности по качеству обеспечиваемого образования.
Большинство педагогов имеют чёткое представление о нормативнометодических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о
своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности.
Администрацией создаются условия для профессионального роста
педагогов в сфере воспитания (курсы повышения квалификации,
интерактивные обучающие семинары и совещания). Разработаны и пошагово
внедряются критерии оценки качества деятельности классных руководителей со
своими воспитанниками.

Кадровое обеспечение воспитательного процесса:
- заместитель директора по воспитательной работе;
- советник по воспитанию;
- педагог- организатор;
- классные руководители;
- социальный педагог;
- педагог дополнительного образования;
- педагог-психолог.
Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МАОУ
«Нижнеиргинская СОШ» связывается, прежде всего, с качеством ее
нормативно-правового обеспечения:
1)
Положение о классном руководстве
2)
Положение о дежурстве
3)
Положение о ШМО классных руководителей
4)
Положение о внутришкольном контроле
5)
Положение о комиссии по урегулировании споров между
участниками образовательных отношений
6)
Положение о Совете профилактике правонарушений
7)
Положение о родительском комитете
8)
Положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся
9)
Положение об организации дополнительного образования
10) Положение о внеурочной деятельности обучающихся
11) Положение о школьном ученическом самоуправлении
12) Правила внутреннего распорядка для обучающихся
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию
у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность,
максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности обучающихся строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
- соответствия
артефактов
и
процедур
награждения
укладу
общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды,
символике общеобразовательной организации;
- прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
- регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
- сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не

получившими награды);
- привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия
ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных
представителей;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения);
- социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги,
благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями
(законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов,
фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных
достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др.,
участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио,
возможно ведение портфолио класса.
Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий
(номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их
успешностью, достижениями в чём-либо.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся
(классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в
общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий,
проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной
деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке
нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность
предусматривает
публичную
презентацию
благотворителей и их деятельности.
Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего
общего образования, установленными соответствующими ФГОС.
Основным
методом
анализа
воспитательного
процесса
в
общеобразовательной
организации
является
ежегодный
самоанализ
воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего
их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов,
специалистов.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
- взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
- приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение
уклада
общеобразовательной
организации,
качество
воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
- развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на

использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе
цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
- распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие —
это результат как организованного социального воспитания, в котором
общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Направления
анализа
воспитательного
процесса
в
МАОУ
«Нижнеиргинская СОШ»:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением результатов
на методическом объединении классных руководителей.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за
прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и
почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями с привлечением актива родителей (законных
представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами получения
информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся
и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с
обучающимися
и
их
родителями
(законными
представителями),
педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на
вопросах, связанных с качеством:
- реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
- организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
- деятельности классных руководителей и их классов;
- проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
- внешкольных мероприятий;
- создания и поддержки предметно-пространственной среды;
- взаимодействия с родительским сообществом;
- деятельности ученического самоуправления;деятельности по
профилактике и безопасности;

- реализации потенциала социального партнёрства;
- деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником
директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года,
рассматриваются и утверждаются педагогическим советом.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».